Замена и ремонт карбюратора у ВАЗа 21099
Рано или поздно любой владелец машины с карбюраторной системой подачи топлива сталкивается с неисправностями этого важного устройства. Мы расскажем вам, как правильно снять, отремонтировать и настроить карбюратор авто ВАЗ 21099 без помощи специалистов.
На автомобили ВАЗ 21099 с двигателями объемом 1100 и 1300 кубических сантиметров заводом-производителем устанавливались карбюраторы марки ДААЗ 21083, советские копии популярных в то время устройств Solex. На машины с двигателем объемом 1500 кубических сантиметров монтировались карбюраторы ДААЗ 21053 с увеличенными диффузорами и жиклерами.
При замене неисправного устройства необходимо учитывать эту особенность, потому что при установке неподходящего карбюратора будут нестабильными обороты двигателя на холостом ходу и повысится расход топлива как в городском, так и в смешанном циклах.
Основные симптомы неисправности карбюратора.
- Машина дергается при движении по трассе.
- Происходит провал при резком нажатии на педаль акселератора
- Двигатель глохнет на ходу.
- Мотор просто не заводится после простоя.
1 симптом возникает при засоренности топливных и воздушных жиклеров, неисправности ускорительного насоса и подсосе воздуха из-за трещин в корпусе карбюратора.
2 симптом указывает на необходимость замены ускорительного насоса.
3 симптом, когда двигатель глохнет на ходу, указывает на загрязнение воздушного фильтра либо попадание крупных частиц грязи в карбюратор с полным перекрытием топливных или воздушных каналов.
4 симптом свидетельствует о залипании игольчатого клапана в поплавковой камере или испарении бензина через трещины в крышке карбюратора.
Существует латентный признак неисправности карбюратора — повышенный расход топлива. Это явление возникает при переобогащении горючей смеси из-за неправильных регулировок или засорения воздушного фильтра и жиклеров.
Вернуться к оглавлению
Снятие неисправного устройства
Ремонт карбюратора — процедура несложная. При его снятии не нужна замена помпы, бензонасоса или аккумулятора. Устройство автомобиля ВАЗ 21099 позволяет довольно быстро снять неисправный прибор. Для этого достаточно иметь стандартный набор ключей и немного терпения.
- Для начала снимаем воздушный фильтр вместе с фильтрующим элементом.
- Потом отсоединяем тягу воздушной заслонки. Она находится с правой стороны карбюратора, по ходу движения машины.
- Там же снимаем возвратную пружину привода педали газа.
- Поддеваем отверткой пружинный фиксатор на секторе привода газа и снимаем его.
- Затем вынимаем трос газа из сектора привода.
- Отсоединяем все колодки проводки от карбюратора, предварительно пометив места их подключения, чтобы не перепутать при сборке.
- Ослабляем хомуты и снимаем топливные шланги.
- Откручиваем винт и демонтируем блок подогрева 1 камеры.
- Снимаем шланг вентиляции картера, а затем и вакуумную трубку, идущую к прерывателю — распределителю зажигания.
- Откручиваем 4 гайки крепления и осторожно снимаем карбюратор.
- В довершение накрываем выпускное отверстие чистой тряпкой, чтобы грязь не попала в него.
Установка осуществляется в порядке, обратном снятию. Теперь можно приступить к разборке и прочистке карбюратора.
Вернуться к оглавлению
Разборка прибора
Техническое обслуживание карбюратора ВАЗ 21099 подразумевает снятие, прочистку и регулировку данного прибора после каждых 60 000 километров пробега. При разборке карбюратора крайне не рекомендуется откручивать винты крепления воздушной и дроссельных заслонок, так как это может привести к заклиниванию механизма. Кроме того, запрещается выпрессовывать невыкручивающиеся латунные трубки.
- Сначала выкручиваем электромагнитный клапан и вытаскиваем из него топливный жиклер.
- Затем снимаем крышку карбюратора, открутив 5 винтов.
- После этого выталкиваем тонкой отверткой ось поплавков из держателей, вынимаем ее и снимаем поплавки.
- Осторожно, чтобы не повредить, снимаем прокладки крышки.
- Выкручиваем игольчатый клапан.
- Откручиваем 4 винта крышки пускового устройства и снимаем ее.
- Осторожно отделяем диафрагму от крышки и вынимаем пружину.
-
Затем откручиваем пробку топливного фильтра и вынимаем ее вместе с фильтрующим элементом.
- Аккуратно поддеваем отверткой распылители ускорительного насоса и вынимаем их.
- Откручиваем 4 винта крышки ускорительного насоса и снимаем ее.
- Осторожно снимаем диафрагму и пружину ускорительного насоса.
- Откручиваем винты крышки экономайзера и снимаем ее вместе с пружиной и диафрагмой.
- Вытаскиваем пластиковую заглушку с помощью отвертки или штопора и выкручиваем винт качества смеси.
- Выкручиваем 2 эмульсионные трубки, объединенные с воздушными жиклерами.
- Затем выкручиваем топливные жиклеры 1 и 2 камеры, расположенные под эмульсионными трубками, и, перевернув корпус, вытряхиваем их.
- Откручиваем винт, крепящий провод и, аккуратно отогнув лапки наконечника, снимаем провод с наконечника датчика винта количества смеси.
- Выкручиваем винт количества смеси.
Вернуться к оглавлению
Очистка и сборка
После разборки карбюратора необходимо замочить жиклеры и корпус прибора в ацетоне. Через 2-3 часа нужно слить растворитель и продуть все отверстия с помощью воздушного насоса или компрессора. Далее необходимо осмотреть все пружины и диафрагмы, а также топливный фильтр и в случае выявления дефектов заменить их. Следует особо отметить, что не растворенные с помощью ацетона загрязнения можно удалять только тонкой медной проволокой. Ни в коем случае не используйте для этой цели отвертку или металлическую проволоку.
Сборку карбюратора нужно осуществлять в порядке, обратном разборке. При этом следует уделить особое внимание тому, чтобы поплавки свободно поворачивались на оси и не задевали стенок поплавковой камеры. Кроме того, зазоры между прокладкой крышки карбюратора и выступами на нижних поверхностях поплавков должны быть равномерными, не тоньше 0,5 и не толще 1 миллиметра. Также игла клапана должна без заеданий перемещаться в своем гнезде, а жиклеры должны быть установлены в правильном порядке. Кроме того, собирая ускорительный насос, сначала слегка прикрутите винты крышки, затем нажмите на рычаг привода насоса и только после этого закрутите их до конца.
Вернуться к оглавлению
Регулировка
Многие владельцы ВАЗ 21099 задаются вопросом, как отрегулировать карбюратор этой машины. На самом деле настройка узла начинается уже при его сборке. Путем подборки различных комбинаций воздушных и топливных жиклеров достигаются идеальные характеристики горючей смеси.
Схема такая: при подборе характеристик необходимо делить тарировку топливного жиклера на тарировку воздушного жиклера:
- если полученный результат окажется больше 0,78, горючая смесь не будет загораться из-за переизбытка бензина;
- если полученный результат окажется меньше 0,533, горючая смесь не загорится из-за переизбытка воздуха.
При этом следует учитывать, что понизить расход топлива можно, установив воздушный жиклер с большей тарировкой, к примеру, 145 вместо 125. Если же вам, наоборот, нужна большая мощность, необходимо ставить воздушный жиклер с меньшей тарировкой.
После сборки и установки узла на место регулировка карбюратора ВАЗ заключается в выставлении холостого хода. Делается это так:
- сначала прогреваем двигатель до температуры 90-95 градусов (воздушная заслонка должна быть открыта, рычаг КПП — стоять на нейтрали);
- затем винтом количества смеси (к его заднему концу крепится провод) выставляем частоту вращения коленвала в пределах 750-800 оборотов в минуту.
Все, холостой ход отрегулирован.
Регулярное обслуживание карбюратора автомобиля ВАЗ 21099 также включает в себя замену фильтрующего элемента воздушного фильтра через каждые 5000 километров пробега.