Когда необходима и как проводится замена шаровой опоры ВАЗ 2109
Техническое состояние подвески «девятки» во многом определяет ее поведение на дороге, комфорт и безопасность езды. Поэтому важно вовремя диагностировать и устранять неисправности, возникающие в подвеске. Едва ли не самым распространенным видом работ при этом является замена шаровой опоры ВАЗ 2109, предпосылками для которой становится износ или поломка шаровых пальцев, корпуса, попадание пыли и грязи внутрь механизма. Рассмотрим, какие симптомы указывают на подобную неисправность, как должна выбираться новая деталь и производиться замена.
Вернуться к оглавлению
Назначение шаровой опоры и выявление ее поломок
Шаровая опора представляет собой частично закрепленный в корпусе шаровый палец. Она необходима для обеспечения ограниченного перемещения элементов подвески относительно друг друга. На автомобиле устанавливаются две такие опоры. Они расположены в нижних точках сразу за передними колесами. В силу своих конструктивных особенностей и состояния большинства отечественных дорог шаровые изнашиваются довольно быстро.
Указать на проблему могут:
- глухие стуки сбоку автомобиля во время наезда на кочку;
- скрипы на поворотах, возрастание усилия, прикладываемого к рулевому колесу;
- виляния и уводы в сторону при движении на ровной дороге;
- быстрый и неравномерный износ шин.
Однако многие из этих симптомов свойственны и другим неисправностям. С уверенностью сказать, что проблема возникла в шаровой опоре, можно только после ее местной диагностики. Так как проверить шаровую опору? Обычно внешние поломки и сильные деформации видны невооруженным глазом. Износ внутренних поверхностей можно определить, «вывесив» колесо и покачивая его руками при выжатой до упора педали тормоза — наличие люфта будет свидетельствовать о проблеме.
Более точный результат даст проверка зазоров глубиномером через специальное контрольное отверстие, расположенное в корпусе снизу. Однако не всегда подобный инструмент есть под рукой.
Вернуться к оглавлению
Перед заменой
Ремонт шаровых опор на ВАЗ 2109 нецелесообразен — в народе их давно причислили к расходным материалам. Поэтому в случае обнаружения неисправности потребуется выбор новой детали. Чем нужно руководствоваться при выборе детали?
Перед приобретением и установкой следует обратить внимание на такие факторы.
Какие аспекты проверить | Что должно быть |
Репутация производителя и вид упаковки. | Наличие и сохранность защитных элементов упаковки. |
Состояние корпуса. | Отсутствие на нем царапин, сколов, раковин и других дефектов. |
Цвет пальца. | Он должен быть черным, но не окрашенным, а потемневшим в результате закалки. |
Подвижность пальца. | Провернуть элемент вручную должно быть невозможно или очень сложно. |
Комплектация. | Обычно опоры поставляют вместе с гайкой пальца, болтами крепления и пыльником. |
Сразу после приобретения деталей проверьте и, в случае необходимости, увеличьте количество смазки в опоре.
Вернуться к оглавлению
Выполнение работ
Как поменять шаровую? Перед тем как снять шаровую опору, следует тщательно очистить ее и все прилегающие элементы от загрязнений. Процесс снятия включает следующие этапы.
- Постановка автомобиля на смотровую яму с вывешиванием колеса домкратом либо вывешивание всего автомобиля с помощью подъемника.
- Снятие колеса, со стороны которого будет проводиться замена опоры.
- В случае необходимости — обработка соединений средствами для удаления ржавчины.
- Отвинчивание гайки крепления пальца к рычагу подвески.
- Выпрессовывание пальца из рычага с помощью специального съемника. Если его нет, можно попробовать выбить палец, нанося удары по рычагу. При этом гайку пальца откручивают не до конца.
- Отвод рычага вниз с помощью монтировки и освобождение пальца.
- Отвинчивание болтов крепления шаровой к поворотному кулаку.
- Снятие опоры.
Как видите, разобраться в том, как поменять шаровую, совсем не сложно. Установка новой опоры производится в порядке, обратном порядку снятия, начиная с закрепления на поворотном кулаке. Некоторую сложность может представлять процесс установки пальца в проушину рычага подвески — эту операцию удобнее выполнять вдвоем. Когда палец встанет на место, останется завинтить его гайку и установить колесо.
Специфической операцией по обслуживанию подвески является установка проставки шаровой опоры. Это требуется в том случае, когда в процессе тюнинга уменьшается клиренс, или, проще говоря, автомобиль занижается. Проставки призваны улучшить управляемость, в первую очередь — на поворотах. Конструктивно они представляют собой цельный металлический элемент толщиной около 20 мм, повторяющий форму посадочной части опоры, и устанавливаются между ней и поворотным кулаком. В случае использования проставок «родные» болты крепления шаровой придется заменить болтами длиной 40–45 мм.
Срок службы новой опоры во многом зависит от вашего стиля вождения. Будьте внимательны и осторожны.