Если не работает прикуриватель на автомобиле ВАЗ 2109
Если не работает прикуриватель ВАЗ 2109 — основная неприятность редко состоит в том, что в автомобиле нечем зажечь папиросу. Сейчас мало кто об этом помнит, но идея появления прикуривателя в кабине состояла в том, чтобы дать возможность водителю зажечь папиросу одной рукой, держась второй за баранку. На ходу зажигать спички двумя руками считалось просто опасным. Теперь курящих автолюбителей сильно поубавилось, а у тех, что остались, как правило, есть зажигалки. Прикуриватель стал не нужен.
Содержание
Вернуться к оглавлению
Зачем используется прикуриватель в автомобиле?
В наше время его гнездо всё чаще используется не по прямому назначению. Почти сорок лет назад, когда конструкторы АвтоВАЗа задумывали первые автомобили семейства Самара, к которым относится ВАЗ 2109, они и представить себе не могли, как еще будет применяться этот агрегат.
Видеорегистраторов тогда ещё не придумали, и вопрос о том, куда включить регистратор, не стоял в принципе. Точно также не было задачи подключить к бортовой сети аппаратуру спутниковой навигации — не было такой аппаратуры вообще. И даже заряжать сотовые телефоны не было нужды за отсутствием таковых в природе. Теперь это всё есть и питается от прикуривателя.
Такая нештатная эксплуатация приводит к увеличению нагрузки на его гнездо. Это может привести к его выходу из строя. Особенно опасен в этом смысле переносной электрический компрессор, который широко вошёл в современный обиход автолюбителей. В дальних и даже ближних поездках водители часто имеют с собой такой компрессор, который позволяет довольно долго ехать на пробитой бескамерной шине, периодически подкачивая её и оставляя вопрос о ремонте колеса до шиномонтажа. При таких подкачках следует соблюдать осторожность.
Помните, что прикуриватель рассчитан только на то, чтобы зажечь папиросу, но не на то, чтобы раз за разом накачивать полностью спущенное колесо. По крайней мере, для такой подкачки следует подсоединиться крокодилами к клеммам аккумуляторной батареи, а не к гнезду прикуривателя.
Вернуться к оглавлению
Замена плавкого предохранителя
Самая распространённая причина, по которой не работает прикуриватель ВАЗ 2109 — перегорание соответствующего предохранителя. Именно его следует первым делом проверить при отказе устройства. Блок предохранителей у «девятки» находится под капотом в моторном отсеке. Открыв капот, вы сразу увидите этот блок слева по ходу автомобиля возле ветрового стекла.
На крышке блока выштампована схема расположения предохранителей в блоке. Обычно предохранитель прикуривателя ВАЗ 2109 обозначается на схеме как F4. Он имеет предельное значение тока 20А. Предохранитель удобно вынимается из гнезда хранящимся в специальном гнезде блока монтажным пинцетом, но если пинцет утерян за годы эксплуатации вашей «девятки», можете просто поддеть предохранитель отвёрткой. Всегда имейте с собой в поездке набор запасных предохранителей разных номиналов, избегайте использования кустарных «жучков» — это опасно.
Выясните, имела ли место перегрузка цепи питания, нарушение штатного контакта при включении того или иного потребителя. Пощупайте провода, ведущие к устройству, согласно тому, как выстроена схема подключения прикуривателя: нет ли перегрева или, тем более, подплавления токоведущих проводов.
Заменив предохранитель, обязательно проанализируйте причину его перегорания.
Вернуться к оглавлению
Неисправности прикуривателя и его гнезда
Если ревизия плавкого предохранителя показала его надлежащее состояние, а устройство, тем не менее, не работает, надо прозвонить цепь, подающую напряжение. Возьмите портативный вольтметр и измерьте напряжение между чёрным и красным проводами, подходящими к его гнезду. Напряжение должно составлять примерно 12 В.
Если напряжения нет — проведите ревизию контактов, пошевелите контактные группы, зачистите провода от закислений. Убедитесь, что контакты не отошли от вибраций в процессе эксплуатации. Если же напряжение исправно подаётся на гнездо, но сам прикуриватель не работает, то у вас есть выбор одного из трёх вариантов.
Варианты | Возможные действия |
Примирение с неработающим устройством. | Использование его гнезда для подключения токопотребляющих агентов. |
Замена прикуривателя ВАЗ 2109 на новый. | Это самый оптимальный выход из ситуации. |
Попытка отремонтировать устройство. | Третий вариант является наименее рациональным. Схема прикуривателя такова, что чаще всего выходит из строя термоупругий элемент. Он, как правило, отдельно вообще не продаётся. |
Проще купить готовый прикуриватель, чем ремонтировать поломанный.
Вернуться к оглавлению
Эксплуатация прикуривателя
Главная опасность при эксплуатации устройства связана с его перегрузкой и с тем, как подключить прикуриватель. Множество потребителей, воткнутых в его гнездо, в том числе через разветвитель, могут при запаздывании срабатывания плавкого предохранителя привести к оплавлению проводов и даже к пожару в моторном отсеке или под торпедой автомобиля ВАЗ 2109.
Для того чтобы избежать таких неприятностей, не перегружайте гнездо многочисленными потребителями большой мощности. Помните, оно рассчитано всего лишь на несколько секунд нагрева поджигающего элемента и немедленное автоматическое отключение. Учитывайте это обстоятельство при эксплуатации автомобиля.
Не забывайте также о том, что предохранитель этого устройства обслуживает ещё несколько цепей:
- цепь патрона подключения переносной лампы;
- цепь реле включения обогрева заднего стекла;
- цепь самого нагревательного элемента заднего стекла.
Если хотите включить компрессор в гнездо прикуривателя, отключите обогрев заднего стекла.