Двигатель и расход топлива в автомобилях Нива 2131 и 2121
Нива, расход топлива на которой зависит, прежде всего, от конкретной марки этого автомобиля и его движка, является популярным и недорогим российским внедорожником. Например, на модель ВАЗ 2121 с 1976 года по наше время ставят двигатель 2106 объемом 1,6 литра, который имеет следующие характеристики:
- блок цилиндров — чугунный;
- питание — инжектор или карбюратор;
- тип движка — рядный;
- диаметр цилиндра — 79 мм;
- четыре цилиндра;
- на цилиндр по два клапана;
- мощность у машины Нива 2121 — при 5400 об./мин — 75 л.с.;
- крутящий момент — на 3000 об/мин — 116 Нм;
- топливо — АИ92;
- вес мотора — 121 кг;
- расход масла 0,7 литра на 1000 км;
- количество масла в 2106 — 3,75 литра;
- количество масла, заливаемое при замере — 3,5 литра;
- ресурс движка по данным завода — 125 000 км, на практике — до 180-200 тыс. км.
Содержание
Вернуться к оглавлению
Разные модели ВАЗ 2121 и расход топлива
Двигатель ВАЗ 2121 требует качественного масла и «кушает» его иногда до литра на 1000 километров. Дешевые аналоги в этом случае неуместны, т. к. они способствуют расширению диаметра цилиндров на 0,15 мм на каждые 60 000 километров пробега, что ухудшает качество работы движка. Кроме того, некорректная вязкость масла напрямую влияет на расход топлива, поэтому лучше следовать рекомендациям: для двигателя 2106 подходят образцы 5W-30, 10W-40, 15W-40, 5W-40, в которых первая цифра обозначает нижнюю температурную границу, а вторая — верхнюю. Очень вязкие масла на холоде превращаются в желеобразную массу, с которой может не справиться масляный насос Нивы.
При корректной работе потребление бензина на Ниве 2121 составляет 10,3 литра бензина на 100 км в городе, около 7,4 литров — на трассе и около 10 литров на 100 км — в смешанном цикле.
На более современных моделях 21213 и 21214 стоят карбюраторные и инжекторные двигатели, соответственно. Их начали выпускать в 1994 году, и они имеют следующие характеристики:
- блок цилиндров — чугунный;
- четыре цилиндра с двумя клапанами на цилиндр;
- диаметр цилиндра 21213 — 8,2 см;
- объем двигателя — 1690 см. кубических;
- мощность при оборотах 5200 в минуту — 81 л. с.;
- крутящий момент на 3000 об/мин. — 125 Нм;
- масса двигателя — 117 кг;
- подходящее топливо — АИ93;
- объем масла в двигателе — 3,75 литра;
- при замене заливается около трех с половиной литров масла из категории 5W-30, 15W-40, 10W-10, 5W-40;
- ресурс двигателя — по данным завода около 80 тыс. км, в жизни — до 150 тыс. км.
Вернуться к оглавлению
Инжекторный 21214 «кушает» больше, чем ВАЗ 2121
Инжектор на 21214 имеет следующую схему работы: от узлов автомобиля на ряд датчиков поступают данные о расходе воздуха, движении коленвала, температуре охлаждающей жидкости, детонации в двигателе, о расходе топлива, напряжении в бортовой сети и др. Блок управления после получения информации дает сигналы о порядке подачи топлива, работе системы зажигания, системы диагностики, работе регулятора холостого хода. Инжектор меняет параметры впрыска в зависимости от полученных данных.
Эта система включает в себя такие составляющие, как датчики, контроллер, непосредственно инжектор (форсунки), бензонасос, регулятор давления. В ней насос подает топливо, регулятор давления держит разницу между давлением в форсунках и воздушной прослойкой впускного коллектора. А ЭБУ обрабатывает информацию, полученную с датчиков.
Инжекторные двигатели машин Нива 21214 при ненадлежащем уходе теряют свой КПД, увеличивая расход топлива, и часто начинают троить. Как правило, проблема заключается в загрязненных форсунках двигателя, которые дают плохое смесеобразование и распыление бензина. Чистка форсунок может быть произведена самостоятельно при закупке дополнительных материалов на сумму около 500 рублей (в том числе: ромбключ на «8», очиститель карбюратора, шланг вакуумника для трамблера, шприц с диаметром выходного отверстия 1 см, электропровод с тумблером и лампочкой, резиновые колечки форсунки, 8 штук, уплотнительные кольца для топливных трубок — 4 штуки).
В автосервисе эта услуга стоит около 1500 рублей. Инжектор считается хорошей системой впрыска топлива, но он дорогостоящий, малопригодный к ремонту, требует качественного бензина, диагностического спецоборудования и дорогостоящего ремонтного обслуживания. Поэтому многие владельцы ВАЗ 2121 предпочитают ему карбюратор.
Модели Нивы 21213 и 21214 более «прожорливы», чем Нива 2121. Двигатель на них потребляет в городе 11,5 литров, на трассе — 8,3 литра, в смешанном цикле около — 10, 5 литров на сто километров по версии завода-изготовителя. На практике у некоторых охотников по тайге машина «съедает» около 16 литров бензина, а в городских условиях — 13-14 литров на «сотню».
Двигатель 2130, впервые выпущенный в 1993 году, стоит на машине Нива 2131. Его технические параметры таковы:
- чугунные цилиндры;
- питание — карбюраторное или инжектор;
- рядный тип;
- четыре цилиндра, на каждый из которых приходится два клапана;
- диаметр цилиндра — 8,2 см;
- объем мотора на модели 2131 — 1,8 литра;
- мощность на 5200 об/мин — 82 лошадиных силы;
- крутящий момент на 3200 об/мин равен 139 Нм;
- вес двигателя 122 кг;
- масло заливается в таком же объеме, как и на ВАЗ 2121 Нива;
- расход масла от 0,7 литра на 1000 километров;
- ресурс работы по данным завода — 80 тыс. км, по данным пользователей до 180 тыс. км
Вернуться к оглавлению
Что увеличивает потребление бензина на машинах серии Нива?
Расход топлива для автомобиля Нива 2131 составляет 16,5 литров в городских условиях,12,1 литра — для смешанного варианта и 9,7 литров — для трассы. Этот показатель вряд ли можно существенно уменьшить, а увеличивается он легко из-за неправильной эксплуатации любого автомобиля, в том числе:
- Перегрузок. Не все водители вынимают ненужные вещи из багажника, снимают стойки с крыши, что увеличивает расход топлива. Также нужно учитывать, что обвесы для машины, например, кенгурятник с защитой, могут весить не один десяток кг, что также утяжеляет конструкцию.
- Серия 2131, равно как и любая другая, может потреблять больше бензина, если в топливной системе пониженное давление, которое дает провалы на высоких оборотах (особенно это заметно при переоборудовании машины на АКПП). В этом случае можно купить за 1,5 тыс. рублей комплект для измерения давления (слив, адаптер и манометр) или воспользоваться воздушным манометром на 6-7 атмосфер. С помощью этих приборов, на любом ВАЗ 2121 Нива измеряется норма давления (около 2,5 атм. — на холостых, до 3 атм. — на газовке) и потом определяется, какая часть системы дает сбой. Это может быть некорректная работа бензонасоса, регулятора от давления топлива, топливного фильтра и др. Чтобы проверить состояние топливной системы без манометров, нужно отвинтить трубопровод (подающий) и дать питание на бензонасос. В норме за минуту должно набежать около полутора литров бензина.
- Грязный инжектор в двигателе 2131 или 2121, а также старые свечи зажигания или некачественный бензин могут привести к тому, что в машине прогорит или разрушится катализатор. «Мусор» в этом элементе будет давать все более богатую смесь, что даст больший нагрев и, как следствие, снижение мощности двигателя и больший расход топлива.
- На ВАЗ 2121, в соответствии с рекомендациями производителя, необходимо по мере надобности проводить замену воздушного фильтра, посторонние частички в котором дают недостаток воздуха, влияющего на смесеобразование.
Расход топлива может быть увеличен в случае, если двигатель, например, на 21214 работает вне рамок рабочей температуры. Здесь проблемы могут быть в системе охлаждения, в том числе в термостате, вентиляторе, датчиках охлаждения или охлаждающей жидкости. Относительно дешево «нивоводам» обойдется замена термостата, который стоит около 350 рублей. Операция выполняется самостоятельно, т. к. достаточно всего лишь крестообразной отвертки.
Для замены детали нужно слить антифриз, потом открутить все болты на патрубках от хомутов термостата, снять патрубки и извлечь элемент из-под капота. С помощью трещоточной рукоятки и головки на «13» можно легко поменять и вентилятор радиатора ВАЗ 2121, открутив всего три болта крепления. Таким образом, можно без лишних затрат отрегулировать вентиляционную систему так, чтобы рабочие температуры в двигателе не превышали требуемых 98-102 градусов Цельсия.
Гораздо дороже могут обойтись работы и расходники, если проблема повышенного расхода топлива связана с плохой работой СБУ, которая опирается на некорректные показатели датчиков. В этом случае проблемы могут быть с лямбда-зондом, датчиком слежения за массовым расходом воздуха, датчиками положения дроссельной заслонки, температурными датчиками. В этом случае лучше ехать на стенд в СТО.
ВАЗ 2121 любой серии может стать менее экономичным, если машина ходит по плохим дорогам, заправляется на «левых» заправках, имеет низкое давление в шинах или некорректные углы в «развал-схождение». Широкие колеса, дополнительное оборудование в виде эксплуатируемой лебедки, использование кондиционера, темный цвет машины, частое торможение на лесных дорогах могут увеличить потребляемое количество топлива на 10-15 процентов по сравнению с заявленным заводом-производителем. Поэтому каждый случай увеличения расходов нужно рассматривать применительно к конкретному автомобилю и водителю.