Соединение комфорта и проходимости — Лада Тарзан
В конце 90-х рынок компактных отечественных внедорожников фактически пустовал — «Нива» морально устарела, а УАЗ был слишком громоздким и неэкономичным для городских улиц. Научно-техническим центром «АвтоВАЗа» совместно с компаниями «Лада-Консул» и Decon был предложен способ решения проблемы — создание полноприводного автомобиля на базе популярных моделей ВАЗ 2108 и ВАЗ 2109. Идея прижилась, а новые модели, получившие общее название Лада Тарзан, стали довольно популярны среди автолюбителей, хотя и вышли относительно небольшими партиями.
Вернуться к оглавлению
Первые поколения
Первые выпуски ВАЗ 2108 и ВАЗ 2109 Тарзан были, фактически, гибридом классических моделей с «Нивой». От «восьмерки» и «девятки» остались кузов, салон, электрооборудование. ВАЗ 2121 дал «Тарзану» 1,7-литровый двигатель марки 21214-10 мощностью 80 л. с., трансмиссию с модифицированными карданными валами, подвеску и рулевое управление. В качестве опции мог устанавливаться другой двигатель — ВАЗ-2130-20 объемом 1,8 л и мощностью 85 л. с. Оба силовых агрегата имели рядную четырехцилиндровую компоновку и использовали в качестве топлива бензин АИ-95. Дополнительно была усовершенствована тормозная система — теперь на всех колесах устанавливались дисковые тормоза, а новый ручной тормоз, разработанный специально для Лада Тарзан, позволял надежно зажимать задние диски. Автомобиль, получивший индекс ВАЗ-210934, отличался неплохими для своего времени и класса тягово-скоростными и эксплуатационными характеристиками:
- максимальная скорость — 160 км/ч;
- разгон до 100 км/ч — не более 17 с;
- расход топлива в смешанном цикле — 9,2 л/100км;
- соответствие экологическим нормам — «Евро-4».
Снаряженная масса Lada Tarzan 1 не превышала 1140 кг, а габариты в соотношении «длина-ширина-высота составили» 4030×1710×1590 мм. При этом центр тяжести располагался довольно высоко, что стало серьезной конструкторской ошибкой и привело к повышению риска опрокидывания автомобиля при неосторожном вождении. Дизайном Лада Тарзан занималась студия Decon. Из-за повсеместного использования стандартных ВАЗовских элементов, ее задача сводилась к разработке пластиковых накладок на сочленения внешних узлов и агрегатов, созданием новых колесных арок и бамперов.
Производство автомобилей первого поколения продолжалось с 1997 по 2003 год, а общий тираж превысил 2500 экземпляров.
Вернуться к оглавлению
Дальнейшее развитие модели
Кардинальные изменения во внешнем виде и функционале ВАЗовских моделей с колесной формулой 4×4 произошли после разработки Лада Тарзан 2. Основой обновленной линейки стали 10 и 11 модели, это позволило освежить интерьер и экстерьер «Тарзана», частично улучшить продольную устойчивость за счет изменения центра тяжести. В общем счете на рынок поступило до 600 автомобилей, получивших индексы 211190 и 211290. Производители сделали упор на комфорт и безопасность. Этому способствовали следующие изменения:
- установка более крупных и долговечных подушек кузова;
- монтаж защиты салона из труб, призванной защитить водителя и пассажиров при опрокидывании;
- повышение герметичности и шумоизоляции салона;
- установка «кенгурятника» — передней защиты кузова (опционально).
Повышению проходимости способствовали новые 15-дюймовые колеса и доработанные амортизаторы подвески. Снаряженная масса автомобиля возросла на 100 кг, несущественно увеличились габариты. При этом основной ассортимент двигателей не изменился, хотя имеются неподтвержденные сведения о малой партии ВАЗ-211190, на которые устанавливался дизель.
Стоит отметить, что после модернизации остались теми же динамические характеристики — максимальная скорость по-прежнему не превышала 160 км/ч, а время разгона осталось на уровне 17 с. При этом на 1 л возрос расход топлива в смешанном цикле — с 9,2 до 10,2 л. Однако если сравнивать ходовые качества и проходимость Лады Тарзан с аналогичными показателями других отечественных автомобилей, преимущества модели очевидны и неоспоримы. Это не только высокий клиренс, способность без труда справляться с легким и средним бездорожьем, не буксовать на грунтовках, гравии и в глубоком снегу, но и углы съезда до 45 градусов, превосходная курсовая устойчивость. «Тарзан» отличается глубоким ходом подвески, наличием блокировки дифференциала и качественным демультипликатором. Ну а комфорт салонов 8, 9, 10 и 11 моделей ВАЗа легко даст фору и УАЗу, и «Ниве».
Вопрос дизайна Лада Тарзан довольно спорный — некоторым нравиться нестандартный вид модели, другие считают его странным и нелепым. Среди основных недостатков автомобиля, помимо относительно низкой поперечной устойчивости, шумная трансмиссия, сильные вибрации при езде по бездорожью, довольно высокая цена.
На этом история модели не завершилась. Хоть серийное производство второго поколения и было полностью свернуто в 2006 году, сегодня многие коммерческие компании переделывают новые серийные ВАЗовские модели в полноприводные. Такие модификации называют Лада Тарзан 3, они пользуются большим спросом на современно авторынке, хотя стоят недешево.