Подробное описание ВАЗ 2109
В 1987 году Волжский автомобильный завод запустил в массовое производство автомобиль ВАЗ 2109. Это переднеприводный хетчбэк из линейки Лада Спутник, который относится ко 2-й группе малого класса и является пятидверной модификацией модели 2108. На рынке подержанных автомобилей можно приобрести данную модель и сегодня. Для тех, кто заприметил для покупки Ладу «девятку», будут приведены технические характеристики 2109, обзор внешнего вида и интерьера машины, габариты, а также особенности каждой из модификаций. Эти данные могут быть полезны и для нынешних владельцев авто.
Содержание
Вернуться к оглавлению
Модификации ВАЗ 2109
Модель Лада 2109 за время производства собиралась в четырех странах: СССР (Тольятти, 1987–2004), Бельгия (Брюссель, 1991–1996), Финляндия (Уусикаупунки, 1995–1998), Украина (Запорожье, 2004–2011). Поэтому для разных потребителей в разное время выпускались 6 модификаций Лады.
Варианты | Характеристики |
2109 | Базовая версия, имеет 1,3-литровый карбюраторный мотор. |
21091 | Малолитражная модификация с карбюраторным агрегатом 1,1 литра. |
21093 | 1,5-литровый карбюраторный двигатель. |
21093і | Усовершенствованная версия 21093 с применением инжекторного мотора объёмом 1,5 литра. |
2109 Carlota | Версия, оптимизированная для бельгийского рынка. |
2109 Baltic GL (L) | Модификация для дорог Финляндии, имеет инжекторный движок объёмом 1,5 литра. |
Через 4 года после начала выпуска был выполнен рестайлинг кузова, а устройство ВАЗ 2109 осталось прежним. «Передок» автомобиля обновился за счёт применения более длинных передних крыльев и видоизмененных фонарей. Хетчбэки нового образца вышли на рынок одновременно с внедрением седана ВАЗ 21099.
Экспортные модели ВАЗ 2109 назывались Лада Самара. Со временем такое название стали применять и в России.
Вернуться к оглавлению
Параметры кузова Лады Самара
Все модификации Лада 2109 оснащались пятидверным кузовом типа хетчбэк с пятью посадочными местами. Габаритные размеры кузова:
- 4,006 м — длина;
- 1,65 м — ширина;
- 1,402 м — высота;
- 2,46 м — величина колёсной базы;
- 1,4 м — колея передних колёс;
- 1,37 м — колея задних колёс;
- 16 см — дорожный просвет (клиренс);
- 5,2 м — радиус поворота по колее внешнего колеса;
- 270 л — минимальный объём багажника; 1000 л — максимальный (при сложенных задних сиденьях);
- 915 кг — снаряжённый вес для модификации 2109; 945 кг — для 21093 и 21093і;
- 1340 кг — допустимая масса для версии 2109, 1370 кг — для 21093 и 21093і;
- 500 кг — предел массы для прицепа без тормозов, 750 кг — с тормозами;
- 43 л — объём топливного бака.
Размеры ВАЗ 2109 не выделяются среди остальных авто, но для хетчбэка это высокие показатели. На «девятки» устанавливались бескамерные шины с маркировкой R13 165/70, R13 175/70 или R13 155/80. Это значит, что применён радиальный тип шин, посадочный диаметр для обода 13 дюймов. Размеры шины в ширину 165/175/155 миллиметров, а величина профиля составляет 70/80 % от показателя ширины. Автомобиль оснащался штампованными дисками.
Максимально преодолеваемый уклон составляет 36 %.
Вернуться к оглавлению
Технические параметры ВАЗ 2109
Базовая версия 2109 оборудовалась четырехтактным движком 2108 с рабочим объёмом 1295 см3. Максимальная мощность 64 л. с. достигается при наборе 5600 об/мин. Предельный крутящий момент 94 Нм возможен при 3400 об. Максимальная скорость ВАЗ 2109 — 148 км/час. Минимальное время набора «сотни» 16 сек. «Аппетит» данного движка: 8,7 л на 100 км (по городу) и 5,7 л (по трассе).
Модификация Лада 21093 имеет карбюраторный мотор 21083. Рабочий объём 1499 см3. Пик мощности в 69 л. с. достижим после набора 5,6 тыс. об. Крутящий момент достигает максимума в 106,4 Нм при 3,5 тыс. об. Предельная скорость составляет 155 км/ч, до 100 км/ч машина разгоняется за 15 сек. Потребление топлива: 8,6/5,9 л.
Самый компактный двигатель 21081 с рабочим объёмом 1099 см3 устанавливался на версию 21091. Мощность составляет всего лишь 54 силы, а достигнуть её можно при показателе 5,6 тыс. на тахометре. Наибольший крутящий момент 79 Нм (при 3,6 тыс. об.). Тест-драйв ВАЗ 2109 с этим мотором показал хорошую динамику и расход: предельная скорость 155 км/ч, а расход бензина в смешанном цикле равен 6,7 л на 100 км.
Инжекторный тип силового агрегата 211180 применялся при оснащении ВАЗ 21093і. Рабочий объём данного мотора 1499 см3, а пиковая мощность 72 силы. Пик тяги возможен при 5600 об. Предел крутящего момента 118 Нм, достигается уже при 2800 об. Затраты горючего составляют: 8,0/5,8 л соответственно в городе и на трассе.
Все модификации Лады 2109 оснащались механической КПП с 4 либо 5 ступенями. На всех передачах переднего хода установлены синхронизаторы для выравнивания частоты вращения вала и шестерни.
Устройство автомобиля ВАЗ 2109 имеет интересную особенность. Положение включения передачи заднего хода расположено не в привычном для водителей месте: чтобы включить «заднюю», необходимо направить рычаг до упора влево и вперёд, это движение практически идентично включению первой скорости. Применено однодисковое сцепление со встроенной центральной пружиной и тросовым приводом.
Машина ВАЗ 2109 оснащена передней независимой подвеской. Применены стойки Макферсон, гидравлические амортизаторы, цилиндрические пружины, нижние поперечные рычаги с растяжками, а также стабилизатор поперечной устойчивости. На задней оси подвеска полунезависимая, также имеет пружины, амортизацию и рычаги. Поперечная балка упруго соединяет эти элементы.
На передние колёса установлены дисковые тормоза с подвижными суппортами. Зазор между диском и колодкой регулируется автоматически. Сзади применяются тормоза барабанного типа. Тормозной привод автомобиля гидравлический.
Вернуться к оглавлению
Внешний вид и салон
Внешне «девятка» олицетворяет эволюцию советского авто. Заметен переход к прямоугольным линиям кузова. Это подчеркивают передние фары в форме трапеции, плоская решетка радиатора и немного наклоненный капот. На длинных передних крыльях расположены фонари указателей поворота.
Сбоку наблюдаем всё те же прямые линии дверей и крыши, колёсные арки и клиренс среднего размера. Прямоугольные задние фары ограничены линией крышки багажника, которая имеет резкий переход под углом к крыше. На пятой двери расположено заднее стекло с дворником, а бамперы и боковые юбки отделаны черным пластиком.
Внутри салона наблюдается минимализм 80-х годов. Консоль приборов и торпедо образуют почти прямой угол. Качество пластика для отделки среднее, внутри рулевого колеса одна изогнутая поперечная деталь с кнопкой звукового сигнала, подушек безопасности нет.
Проделанный краш-тест ВАЗ 2109 показывает, что наиболее уязвимыми местами при прямом ударе являются голова, грудь и ноги водителя.