Замена радиатора ВАЗ 2109
Радиатор ВАЗ-2109 является составным элементом системы охлаждения (СО), служащей для создания и поддержания оптимального температурного режима работы двигателя. От ее устойчивого функционирования зависит безопасность двигателя и автомобиля. Прекращение циркуляции охлаждающей жидкости (ОЖ), вызванное течью радиатора или выходом из строя другого элемента системы, приводит к перегреву и поломке. Стабильная работа системы охлаждения позволяет обеспечить равномерный съем тепла с деталей работающего двигателя, без чего нормальное его функционирование невозможно.
Содержание
Вернуться к оглавлению
Конструкция и технические характеристики радиатора
На вазовской «девятке» установлена жидкостная, герметичная система охлаждения с принудительной циркуляцией. Охлаждение антифриза происходит в радиаторе, расположенном в передней части моторного отсека. Герметичность системы обеспечивается установкой 2 клапанов в крышке расширительного бачка. При подъеме давления выше 1.1 кг/см² выпускной клапан открывается и тем самым поддерживает значение параметра в пределах 1-1.1 кг/см². Это позволяет увеличить температуру кипения ОЖ до 110 °С.
Если давление в СО снизилось до 0.03-0.13 кг/см² ниже атмосферного на холодном двигателе, то открывается впускной клапан. При выравнивании параметров последний закрывается. Радиатор охлаждения ВАЗ-2109 представляет собой элемент СО состоящий из 2 вертикальных пластмассовых бачков, соединенных между собой по высоте 2 горизонтальными рядами алюминиевых трубок. Для увеличения площади теплосъема на них напрессованы охлаждающие пластины. Левый бачок разделен горизонтальной перегородкой для изменения направления движения потока.
Охлаждающая жидкость подается через патрубок, расположенный в верхней части радиатора, а отводится через нижний. В правом бачке установлен датчик-выключатель, который управляет вентилятором радиатора. При температуре жидкости около 100 °С включается электродвигатель, а при 95 °С — отключается. Радиатор устанавливается в рамку. На него закрепляется кожух с установленным вентилятором. Рамка радиатора ВАЗ-2109, в свою очередь, крепится к корпусным конструкциям автомобиля.
Заполнение системы ОЖ проводится через расширительный бачок. Конструктивной особенностью радиатора «девятки» является отсутствие заливной горловины. Во избежание получения травмы запрещается открывать крышку бачка и проводить доливку жидкости на горячем двигателе.
Вернуться к оглавлению
Причины замены устройства
Если в процессе эксплуатации возрастает температура охлаждающей жидкости и при этом уровень не снижается, то, скорее всего, возникли проблемы с радиатором. Поскольку трубки устройства алюминиевые, а диаметр их мал, ремонту они не подлежат. Сегодня автомагазины предлагают различные присадки, растворимые в ОЖ, и тампонирующие свищи. Однако следует помнить, что их применение является временной мерой. Во время поездки неисправность может возникнуть вновь и привести к тяжелым последствиям.
Чаще всего течи радиатора возникают из-за механического повреждения пластмассовых бачков и охлаждающих трубок во время аварий либо ремонтных работ в моторном отсеке. При таком дефекте проводить восстановление нецелесообразно. В этом случае рекомендуется выполнить замену радиатора охлаждения двигателя на исправный.
Чтобы убедиться в том, что прибор не герметичен, его погружают в ванну с водой, предварительно заглушив отверстия, и подают сжатый воздух. По наличию появившихся пузырьков судят о месте и степени повреждения. Во время эксплуатации автомобиля зимой и в дождливую погоду радиатор загрязняется, особенно в нижней части. При этом существенно ухудшается охлаждение жидкости, что неблагоприятно сказывается на работе двигателя. Имеющиеся в грязи агрессивные вещества вступают в реакцию с материалом трубок, в результате чего появляются свищи.
Использование некачественного антифриза может не только привести к выходу из строя радиатора, но и стать причиной поломки других элементов системы охлаждения. Не рекомендуется в качестве ОЖ использовать воду, т. к. на внутренних поверхностях рубашки блока цилиндров, водяной помпы и трубках радиатора появляется накипь. Она приводит к ухудшению теплосъема, что негативно влияет на работу двигателя.
Для эффективной работы СО необходимо периодически проводить ее промывку и замену ОЖ. Это поможет избежать возникновения поломок и продлит срок службы элементов системы.
Вернуться к оглавлению
Пошаговая инструкция по замене радиатора
При наличии некоторых навыков демонтировать радиатор можно своими руками. Если же автолюбитель не имеет опыта ремонта, то эту работу лучше поручить специалисту. Перед началом разборки нужно подготовить емкость для отработанного антифриза. Сливать его на землю не рекомендуется, т. к. жидкость токсична и можно нанести вред окружающей среде.
Для замены радиатора ВАЗ-2109 необходимо выполнить ряд последовательных действий:
- Отсоединить аккумулятор и убрать его из моторного отсека.
- Слить ОЖ. Для этого откручивают пробки на радиаторе, блоке цилиндров и открывают кран отопителя. Работы проводят на холодном двигателе.
- На «девятке» с инжектором необходимо дополнительно снять корпус воздушного фильтра.
- Отсоединить контактные колодки от двигателя вентилятора и датчика-выключателя и срезать хомут, которым крепится жгут проводов.
- Демонтировать скобу тяги дроссельной заслонки, закрепленной на кожухе вентилятора.
- Отсоединить резиновые патрубки от рубашки блока цилиндров, термостата и пароотводящий шланг, сняв хомуты крепления.
- Отвернуть гайки, крепящие радиатор к кузову машины.
- Извлечь его наружу вместе с вентилятором охлаждения
После этого снимают шланги с патрубков радиатора и оставшееся оборудование.
Если во время разборки были вынуты подушки нижнего крепления, то их необходимо установить на место, а при наличии трещин или потере эластичности — заменить. На этом работы по демонтажу дефектного радиатора считаются оконченными.
Вернуться к оглавлению
Сборка и проверка системы охлаждения
После проверки на герметичность проводят установку нового радиатора. Сборка осуществляется в обратной последовательности. После окончания монтажа в систему заливают ОЖ. Производитель рекомендует использовать оригинальные марки ТОСОЛ А-40 или А-40М. Согласно инструкции объем СО составляет 8.7 л, но на практике более 7.5 л залить невозможно.
Чтобы в системе не образовывалось воздушных пробок, машину нужно установить так, чтобы моторный отсек был выше багажника. Для контроля заполнения СО необходимо снять шланг со штуцера дроссельной камеры карбюратора. Жидкость наливают в расширительный бачок, из которого она распределяется по системе. Как только из штуцера карбюратора начнет выливаться антифриз, заливку немедленно прекращают, а шланг устанавливают на место и закрепляют хомутом.
Перед тем как закрыть горловину расширительного бачка, пробку промывают проточной водой и нажатием пальца проверяют работу клапанов на отсутствие заклинивания. Если возникли сомнения в работоспособности, крышку заменяют исправной. Прежде чем запустить двигатель, проводят визуальный осмотр системы на отсутствие протечек в местах соединений. Если таковые имеются, то неплотности устраняются, а пролитая жидкость насухо вытирается.
Для проверки системы в работе двигатель должен работать на холостых оборотах. При этом необходимо контролировать температуру ОЖ и герметичность всех соединений. Проверяется действие термостата, автоматический пуск вентилятора и работа отопителя. Если по результатам осмотра и функционированию СО замечаний нет, то на этом этапе действия по восстановлению работоспособности системы заканчиваются. После остановки двигателя и охлаждения жидкости проверяется уровень в расширительном бачке и, при необходимости, доливается до нормы.
Для стабильной работы СО двигателя необходимо периодически промывать соты радиатора, через 50-70 тыс. км проводить замену антифриза, следить за герметичностью соединений и контролировать работу других механизмов системы.