Выполним замену ремня ГРМ своими руками на ВАЗ 2109

Ремень (цепь) газораспределительного механизма (ГРМ) выполняет важную функцию в работе двигателя. Он соединяет валы мотора, и от его целостности и натяжения напрямую зависит процесс запуска движка. Поэтому замена ремня ГРМ на ВАЗ 2109 — мероприятие, к которому следует отнестись ответственно. С одной цепью рекомендуется проезжать не более 50 000 км.

Но если вы подозреваете, что ремень ГРМ повредился раньше, не стоит игнорировать эту поломку. В противном случае есть риск приблизить капитальный ремонт двигателя. Заменить эту связующую деталь своими руками совершенно нетрудно. В руководстве по эксплуатации описан алгоритм действий при демонтаже старой цепи, а также показано, как выставить новый ремень ГРМ на ВАЗ 2109. Понадобится определённый инструмент и ответственный подход к делу.

Ремень ГРМ на девятку


Вернуться к оглавлению

Почему ремень ГРМ так важен?

Движок ВАЗ 2109 состоит из двух основных механизмов.

  1. Кривошипно-шатунный механизм (КШМ).
  2. Газораспределительный механизм (ГРМ).

Без каждого из них двигатель не сможет выполнять свою главную функцию — воспламенять горючую смесь в цилиндрах и выпускать отработанные газы. Строение КШМ не зависит от того, какой элемент стоит на ВАЗ 2109, карбюратор или инжектор. Кривошипно-шатунный механизм состоит из 4 цилиндров, в каждом находится по 1 поршню. Под давлением поршень толкает шатун, и таким образом вращается коленчатый вал.

Вращательное движение коленвала впоследствии превращается в полезную работу — вращение колес, и машина едет. Это самый важный процесс в работе автомобиля. Можно повредить множество агрегатов, но машина продолжит ехать. Без процесса сгорания в цилиндрах ВАЗ 2109 не то, что не доедет, даже не заведётся.

Механизм распределения газов при этом выступает в роли вспомогательного процесса. Но именно эта система открывает клапана и позволяет смеси попасть в камеру сгорания. Распределительный вал вращается и кулачками толкает коромысла. Последние соединяются при помощи пружин с клапанами: впускным и выпускным. В цилиндре происходят процессы сгорания при огромных температурах. А клапан — та самая деталь, от которой зависит герметичность цилиндра. Поэтому точность вращения распредвала также напрямую влияет на сгорание топлива в камере.

Шкивы коленвала и распредвала ВАЗ 2109 — это детали в виде шестерёнок, связанные в замкнутую цепь резинометаллическим зубчатым ремнем (цепью). Насечки цепи расположены на внутренней плоскости. Главная её задача заключается в том, чтобы поддерживать соотношение скоростей вращения валов.

Шкив коленвала в диаметре вдвое меньше шкива распредвала, а это значит, что за один оборот распределительного вала коленчатый делает два. Сохранять точное соотношение этих частот — «обязанность» цепи ГРМ. Для этого она должна быть исправна и точно выставлена.


Вернуться к оглавлению

Подготовка к замене

Подготавливается замена ремня ГРМ ВАЗ 2109 путем обеспечения доступа к нему. Для этого нужно разобраться, какие элементы составляют привод ГРМ. Он состоит из:

  • шкива коленвала;
  • шкива распредвала;
  • ролика-натяжителя;
  • ремня газораспределения;
  • шкива водяной помпы;
  • задней крышки.

Главные элементы привода имеют метки ГРМ на ВАЗ 2109: отметки на шкивах валов, на задней крышке. А на уровне крышек масляного насоса и задней защитной крышки расположены отметки в виде насечек. Совпадение соответствующих меток означает правильно выставленные фазы распределения газов. Выступ на шкиве распредвала должен совпасть с насечкой на задней крышке, а отметка на коленвале соответствует углублению на крышке масляной помпы (насоса).

После того как машина проехала 15000 км на одном ремне, обязательно нужно осмотреть состояние ГРМ. После 50 000–60 000 км ремешок вырабатывает свой ресурс и подлежит замене. Для того чтобы удобно было поменять цепь, обеспечим полноценный доступ к приводу газораспределения. Для этого нужно заехать на смотровую яму, открыть капот, поставить авто на домкрат и снять переднее правое колесо. Машину необходимо закрепить ручным тормозом и включить передачу.

Понадобятся следующие инструменты: накидные ключи на 17, 19; гаечный ключ на 15; специальный ключ, чтобы выставлять натяжной ролик; плоская отвертка большого размера.


Вернуться к оглавлению

Выявление дефектов и монтаж нового ремня

У ВАЗ 2109 замена ремня ГРМ начинается с демонтажа крышки (кожуха) привода ГРМ. Она демонтируется откручиванием трёх болтов, начиная с боковых. При этом следим за втулками. Из-за выпавшей втулки ремень проскакивает или его может заклинивать. Теперь, чтобы добраться до шкива КВ, демонтируем шкив привода генератора, открутив центральный болт крепления. Далее следует выставить поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку. Устанавливать его нужно, подтягивая болт шкива коленвала до момента, когда выступ на шкиве распредвала совпадет с насечкой на крышке ГРМ.

Кроме этих меток, проверяем выступ на коленвале и прорезь на шкиве масляной помпы. Также нужно убедиться, что метка на маховике и центральная прорезь в смотровом окне картера сцепления находятся на одной оси. Для этого с центрального отверстия картера снимаем крышку.

Болт на КВ захватываем ключом на 17, отверткой «заклиниваем» вал от вращения. После демонтажа шкива, при помощи ключа на 15 послабляем фиксацию натяжного ролика. Проворачиваем ролик, уменьшая натяжение цепи ГРМ. Снимаем старый ремень со всех роликов и проверяем его на наличие дефектов:

  • износа зубьев;
  • трещин;
  • порезов;
  • складок;
  • расслоения.

Из-за таких повреждений сползает ремень ГРМ и фазы газораспределения нарушаются. После этого продолжаем выявлять дефекты.

Что еще проверить и заменитьЧто для этого надо сделать
Если на ремне или корпусе имеются потеки масла, обязательно следует заменить сальник.Ведь попадание моторного масла на поверхность ременной цепи значительно ускоряет выход её из строя. Всю поверхность корпуса привода следует очистить от грязи и смазки.
В идеале вместе с цепью желательно заменить и ролик-натяжитель.Для этого полностью откручиваем гайку на ролике, демонтируем его, а также снимаем дистанционную шайбу.
Далее следует установка и регулировка ремня.Новую цепь на всякий случай тоже тщательно осматриваем на наличие брака.

Чтобы натянуть ремень ГРМ на ВАЗ, начинаем со шкива коленвала. В зависимости от года выпуска ВАЗ 2109, новый ролик фиксируется по-разному. В «старших» моделях затянуть ролик можно одной контргайкой, а у новых «девяток» для этого предусмотрены два регулировочных отверстия. Нужно вставить винты в эти отверстия, между ними закрепить отвертку и регулировать натяжение. В любом случае вращать ролик нужно строго против часовой стрелки.

Натяжение должно быть таким, чтобы движением двух пальцев цепь поворачивалась не более, чем на 90 градусов. Проверять угол поворота желательно на вертикальном отрезке между шкивами валов. Если натяжение в норме, проверяем еще раз совпадение меток распредвала, маховика и коленвала с соответствующими насечками.

Когда натяжка ремня ГРМ ВАЗ 2109 закончена, метки совпадают, собираем всё в обратной последовательности. Затягиваем все крепления и надеваем защитную крышку привода ГРМ, не забывая о втулках, которые не должны выпасть из пазов. Всё, на этом установка ремня ГРМ на ВАЗ 2109 завершена.

Считаете ли вы удачными последние модели Автоваза Lada Vesta и Lada X-Ray?

Загрузка ... Загрузка ...