Заменим маслосъемные колпачки на ВАЗ 2109

Двигатель современного автомобиля – это сложный механизм. Конструктивно его узлы состоят из множества элементов, многие из которых совсем небольшие, но их исправное состояние влияет на работоспособность других деталей и силовой установки в целом Такая важная роль отведена в конструкции мотора и маслосъёмным колпачкам. Невнимательное отношение к мелочам может привести к серьезным неисправностям двигателя, вплоть до полного выхода из строя последнего.

Деталь на замену

Конструктивно маслосъёмные колпачки – это сальники, не зря их также называют клапанными сальниками. Как и многие детали двигателя, эти элементы изготовлены из специальной резины, устойчивой к бензину и маслу. Но при длительной эксплуатации материал подвергается сильному износу, из-за чего маслосъёмные колпачки начинают пропускать моторное масло в цилиндры. В результате наблюдается так называемый «масложор» или, попросту, повышенный расход масла.


Вернуться к оглавлению

Типы и назначение устройств

Главная задача маслосъёмных колпачков ВАЗ 2109 – создать уплотнение в месте контакта клапанов ГРМ и втулок. Таким образом предотвращается попадание моторного масла в цилиндры (камеры сгорания). Прогресс в области автомобилестроения шагнул далеко вперёд, но некоторые детали до сих пор сильно изнашиваются во время эксплуатации автомобиля. Поэтому такие детали стали называть расходными. К расходникам относятся и маслосъёмные колпачки. Но с лишь с натяжкой, т. к. их местоположение труднодоступное.


Вернуться к оглавлению

Принцип работы маслосъёмных колпачков

Эти детали входят в газораспределительный механизм, так как функционируют в плотном контакте с клапанами, являющимися важной частью ГРМ. Клапаны подразделяются на выпускные и впускные. Их верхняя часть всегда находится в зоне масляного тумана, который создаётся вращением распредвала. Нижняя их часть – в области топливно-воздушной смеси (для клапана впуска) или в области выхлопных газов (для клапанов выпуска). Для исправной работы распредвала ему крайне необходима постоянная смазка, но попадание масла в камеры сгорания негативно сказывается на работе силовой установки.

Когда клапан поднимается  или опускается, с его штока каждый раз снимается масло. Такую работу выполняют маслосъёмные колпачки. Эти небольшие детали не дают тарелкам и штокам клапанов закоксовываться.

Нагар появляется при возгорании топливно-воздушной смеси. При этом излишки масла сгорают, что и приводит к закоксованности. Износ двигателя повышается, топливно-воздушная смесь обедняется, и мотор начинает работать нестабильно. Исправное состояние сальников очень важно, и к ним предъявляются серьезные требования по качеству.


Вернуться к оглавлению

Устройство маслосъёмных колпачков

На ВАЗ 2109 используются стандартные клапанные сальники, причем неважно, карбюратор или инжектор применяется для управления впрыском. Конструктивно эти детали изготавливаются из бензо- и маслостойкой резины в виде колпачка. Внутри него находится стальная втулка для армирования и демпферная пружина, которая нужна для прижатия колпачка к штокам клапанных механизмов.

Эффективность работы этих деталей характеризуется не только конструктивными особенностями, но и материалом, который используется в производстве. Более высокий уровень плотности показывают изделия из каучука или вторкаучука. Конкретно на ВАЗ 2109 производитель чаще всего устанавливал колпачки из второпласта без армированной втулки. Уплотнение в таком случае достигалось благодаря широкой площади прижатия кромки клапанного сальника к штоку. Фактически технологии производства этих деталей не влияют на износ. Срок службы маслосъёмных колпачков ВАЗ 2109 может быть таким же, как у Мерседеса премиум-сегмента.

Каждый автомобилист должен знать, какие устройства установлены в двигателе его автомобиля.

Особенно это важно, если замена маслосъёмных колпачков на ВАЗ 2109 будет проводиться самостоятельно. Эта процедура подразумевает разборку силовой установки. Поэтому важно использовать оригинальные комплектующие.


Вернуться к оглавлению

Неисправности маслосъёмных колпачков

Высокое качество материалов не гарантирует вечную работу сальников клапанов, рано или поздно под действием негативных факторов (высокие температуры, агрессивный химический состав масла и т. д.) происходит незначительный износ регулярного характера, который, в конце концов, приводит к тому, что эти детали больше не могут выполнять свои функции в полной мере. Рабочая поверхность резиновая и со временем структура уплотняется, от чего эластичность теряется, начинают появляться трещины. Длительная эксплуатация и воздействие агрессивной среды с высокими температурами не лучшим образом отражается и на демпферной пружине. В конечном итоге все это приводит к тому, что маслосъёмные колпачки перестают эффективно снимать масло со штоков клапанов, и оно попадает в камеры сгорания.

Когда рекомендуется поменять клапанные сальники

Причины

Тонкости

В зависимости от пробега. На практике ресурс маслосъёмных колпачков ВАЗ 2109 с двигателем 8 клапанов редко превышает 100 000 км пробега. После этого эти детали должны меняться, даже если не наблюдается чрезмерного расхода масла.
Если автомобиль длительное время не эксплуатировался. Отсутствие функционирования тоже не лучшим образом скажется на состоянии устройств.
Бывают случаи, когда замена необходима и при преждевременном уменьшении размеров маслосъёмных колпачков. Это не редкость для комплектующих отечественного производства.

На то, что необходимо менять сальники, указывают некоторые характерные особенности.


Вернуться к оглавлению

Признаки неисправностей

О том, что эти расходные материалы сильно изношены, свидетельствуют следующие факторы:

  • расход масла увеличился;
  • темный нагар на свечах зажигания;
  • появление сизого дыма выхлопных газов (особенно во время холодного пуска и прогрева).

Появление масложора из-за изношенных маслосъёмных колпачков вполне объяснимо. Ведь моторное масло попадает в камеры сгорания, а не используется по прямому назначению для смазки. В результате сгорания масла с топливом уровень смазки в картере постепенно падает, и автовладельцу приходится постоянно подливать свежее масло.

При сгорании масла выделяются продукты, имеющие синий цвет. Соответственно, в этот же цвет окрашиваются и выхлопные газы. По мере прогрева двигателя масло полностью выгорает, поэтому на горячем двигателе не бывает синего дыма из выхлопной трубы.

Масло, попадающее в камеры цилиндров при сгорании, оседает не только на стенках, поршнях и кольцах, но и на электродах свечей зажигания. Отсюда и чёрный налёт на них.


Вернуться к оглавлению

Причины износа

На холостых оборотах коленвал ВАЗ 2109 вращается со скоростью 800 об/мин, максимальная скорость составляет 4 500–5 000 об/мин. Каждый клапан за отрезок времени одна минуту может совершить от 120 до 1 200 рабочих тактов, т. е. опуститься и подняться. Соответственно, на каждый маслосъёмный колпачок приходится серьезная нагрузка. При этом следует учитывать агрессивную среду, в которой они находятся (высокие температуры, химически агрессивный состав масел, отработанные газы).

По мере эксплуатации каучуковая мягкая часть маслосъёмных колпачков теряет свою первоначальную эластичность. А диаметр рабочих кромок, на которые приходится прижатие, со временем уменьшается. Качество сальников не имеет значения, замена потребуется даже самым хорошим деталям.


Вернуться к оглавлению

Результат работы изношенных маслосъёмных колпачков

При появлении первых признаков износа деталей необходимо незамедлительно диагностировать причины нарушения работы газораспределительного механизма. В том числе проверить состояние клапанных сальников. Опытные автолюбители, знающие устройство двигателя, в курсе способов проверки своими руками. Новичкам же рекомендуется обратиться с этим вопросом к квалифицированным специалистам сервисов по ремонту автомобилей. Эксплуатация силовой установки, где налицо все признаки износа маслосъёмных колпачков, крайне не рекомендуется длительное время.

Последствия эксплуатации двигателя с такими неисправностями бывают не самые приятные:

  • мощность двигателя значительно снижена;
  • нестабильная работа на холостом ходу (глохнет);
  • «плавающие» обороты мотора;
  • снижение компрессии в цилиндрах;
  • закоксованность (нагар на поршнях, свечах зажигания и стенках цилиндров).

Появление характерного нагара – серьезный симптом. Дальнейшая эксплуатация без выявления и устранения причин его появления чревата выходом из строя двигателя и его капитальным (соответственно, дорогостоящим) ремонтом.


Вернуться к оглавлению

Выбор маслосъёмных колпачков

В автомобилях ВАЗ 2109 выбираются сальники, рабочая температура которых в среднем составляет 1 800 градусов. Тогда как материал, из которых они изготовлены, выдерживает не более 1 500 градусов. Из-за такой разницы ресурс расходных деталей резко снижается, однако так было в начале и середине 90-х годов.

Сейчас в продаже имеются улучшенные изделия зарубежного и отечественного производства, а на заводе ВАЗ устанавливают маслосъёмные колпачки, изготовленные на основе фторкаучука. Этот материал себя зарекомендовал с положительной стороны. Традиционно зарубежные бренды характеризуются более высоким качеством. Отечественные аналоги пока им уступают, разве что их цена ниже.


Вернуться к оглавлению

Замена маслосъёмных колпачков ВАЗ 2109

Если из выхлопной трубы начинает дымить синим цветом – серьезный симптом. Но это ещё не значит, что нужно незамедлительно ехать в автосервис и проводить капитальный ремонт двигателя. Каждый автомобилист может заменить маслосъёмные колпачки самостоятельно, для этого не нужны специальные навыки и знания. Более того, можно обойтись без необходимости снимать головку блока цилиндров. Стоимость такой работы несопоставимо ниже капитального ремонта и проводится относительно быстро. Не стоит отдавать за это несколько тысяч (не считая комплектующих) в автосервисе.

Для работы понадобится следующий набор инструментов:

  • торцевые головки с трещоткой;
  • молоток;
  • стержень диаметром 8 мм из мягких металлов;
  • пассатижи;
  • специальное приспособление, так называемый «рассухариватель» клапанов;
  • пинцет;
  • оправка (потребуется для запрессовки сальников клапанов).

Замена осуществляется двумя основными способами, т. е. без снятия головки блока цилиндров и со снятием ГБЦ. Без – выполнить проще и быстрее, оставим способ со снятием на случай капитального ремонта.

Процесс выглядит следующим образом.

  1. Отключить минусовую клемму АКБ, так бортовая сеть автомобиля будет обесточена и не произойдет случайного короткого замыкания.
  2. Снять со свечей зажигания надсвечники высоковольтных проводов и выкрутить свечи из блока.
  3. Установить нейтральную передачу и выставить первый поршень в ВМТ (верхняя мёртвая точка). Сделать это можно ключом на 19, поворачивая шкив распредвала.
  4. Снять ремень газораспределительного механизма, после чего снять шкив распределительного вала (при этом следует запомнить местоположение шпонки и убрать ее в надёжное место, чтобы не потерять).
  5. Демонтируется крышка клапанов путем откручивания болтовых креплений. Под ней находится крышка распредвала. Нужно открутить все имеющиеся детали, после чего распредвал демонтируется вместе с сальником.
  6. Снять кулачки и пружины клапанов. Зафиксировать их нужно так, чтобы потом можно было без проблем закрепить на место.
  7. В отверстие свечного колодца просовывается стержень подходящего диаметра (чтобы клапан не провалился в камеру сгорания).
  8. Воспользовавшись рассухаривателем, демонтировать клапанные пружины, а сухари вытащить пинцетом, чтобы не потерять.
  9. Съёмником демонтировать маслосъёмный колпачок на первом и на следующем клапанах. Новые детали устанавливаются с помощью специальной оправки.
  10. После этого пружины и тарелки клапанов поставить в обратном порядке и повернуть коленчатый вал таким образом, чтобы следующий поршень оказался в верхней мертвой точке. При этом нужно вытащить металлический стержень из первого цилиндра и просунуть в свечной колодец второго.

Снятие старого и монтаж нового маслосъёмного колпачка для следующих клапанов проводится в аналогичном порядке. После замены всех сальников в первом цилиндре поршень должен быть установлен в верхнюю мёртвую точку. Только затем можно собирать в обратном порядке распределительный вал и его составные части в правильном положении. Если нарушить алгоритм сборки, будут сбиты фазы газораспределения.

Все остальные детали собираются в обратном порядке. После сборки следует подключить минусовую клемму АКБ и произвести пробный запуск двигателя для проверки работоспособности. Если замена сальников и сборка механизма газораспределения проведена правильно, мотор будет работать ровно и без сбоев.

Замену маслосъёмных колпачков рекомендуется проводить не тогда, когда появятся первые признаки износа, а заранее. В идеале нужно их менять немного раньше положенного по регламенту срока, например, не через 100 000 км пробега, а после 80 000 километров.

Считаете ли вы удачными последние модели Автоваза Lada Vesta и Lada X-Ray?

Загрузка ... Загрузка ...

Adblock
detector