Характеристики амортизаторов на Ниву Шевроле и варианты их замены

Амортизаторы – неотъемлемая часть подвески автомобиля, от эффективной работы которой зависит не только комфортная езда, но и безопасность движения. На заре развития автомобилестроения машины оснащали рессорами, позволяющими не только смягчать неровности дороги, но и демпфировать колебания авто, удерживая его от раскачивания. Такой эффект достигается с помощью обвязки рессор. При вертикальной нагрузке происходит перемещение пластин относительно друг друга с высоким коэффициентом трения, гасящим колебания кузова.

Автомобильные амортизаторы

Технический прогресс реализовал новые конструктивные решения, которые разделили механизмы демпфирования и смягчения динамических нагрузок. Так появились два новых узла: пружина и амортизатор. Последний не только создает комфортные условия вождения, но и предотвращает раскачивание автомобиля, обеспечивая надежный контакт с дорогой, особенно при поворотах.


Вернуться к оглавлению

Характеристики амортизаторов

Одним из основных свойств демпфера является соотношение скорости демпфирования и усилия его сжатия и отбоя. Принцип поведения устройства можно разделить на три типа:

  1. Регрессивный.
  2. Линейный.
  3. Прогрессивный.

Амортизаторы, имеющие регрессивные характеристики, развивают значительные усилия при небольшой скорости перемещения поршня в начальной стадии движения. При увеличении скорости его движения усилие сопротивления растет значительно медленнее. Так регрессивные характеристики позволяют хорошо держать машину в повороте, препятствуя боковому крену автомобиля, а также удерживают авто от продольных кивков при резком торможении.

Однако амортизаторы регрессивного типа очень чувствительны к неровностям, выбоинам и другим дефектам дорожного покрытия. Демпферы с прогрессивными характеристиками имеют сравнительно небольшое сопротивление на малых скоростях поршня, но при их увеличении усилие возрастает в квадратичной зависимости. Такие характеристики позволяют достаточно комфортно двигаться по неровной дороге. Амортизаторы эффективно сглаживают колебания авто даже на жестких шинах, но плохо справляются с креном машины в поворотах.

Наличие линейных характеристик является компромиссным решением, поскольку требования к работе демпфера весьма противоречивы. С одной стороны, он должен сглаживать колебания кузова при езде по неровной дороге, обеспечивая надежное сцепление колеса с дорожным покрытием. С другой – сопротивляться крену автомобиля при действии инерционных сил в повороте или при резком торможении.

Сжатие должно обеспечить необходимое проседание подвески, предотвращая ее удар об отбойники кузова и создавая комфортные условия вождения. При этом параметры отбоя должны способствовать обкатыванию неровностей колесом, сохраняя его полный контакт с дорогой. Усилие сопротивления при отбое должно быть значительно выше, чем при сжатии, поскольку необходимо погасить кинетическую энергию при колебании кузова. Это достигается благодаря асимметрии характеристик: для нормальной работы амортизатора необходимо, чтобы усилие сопротивления при отбое было от 2 до 5 раз больше, чем при сжатии.

Почти все отечественные автомобили имеют амортизаторы регрессионного или линейного типа, снижающие воздействие ударных нагрузок на кузов. По конструктивным признакам их можно разделить на одноцилиндровые и двухцилиндровые. И те, и другие могут быть гидравлическими, где в качестве рабочей жидкости используются специальные сорта масла. Или газовыми, в которых основную демпфирующую функцию выполняет газовая среда.

Демпфер в два целиндра

Принцип работы двухцилиндрового гидравлического демпфера.

Где:

  1. Воздушная пробка.
  2. Масло.
  3. Шток.
  4. Внутренний цилиндр.
  5. Нижняя проушина.
  6. Верхняя проушина.
  7. Верхняя крышка.
  8. Корпус.
  9. Прямой и обратный клапаны поршня.
  10. Заглушка внутреннего цилиндра с прямым и обратным клапанами.
  11. Нижняя крышка.

Гидравлические или масляные амортизаторы являются самыми распространёнными благодаря простоте конструкции и небольшим затратам на изготовление. Они имеют регрессионные характеристики. При движении по неровной дороге гидравлика ведет себя безупречно, сглаживая вибрацию и обкатывая ухабы.

У гидравлических амортизаторов есть и минусы: наличие больших кренов в поворотах при движении по трассе. К серьезным недостаткам нужно отнести нагрев масла при длительной поездке и его аэрацию. Образование воздушно-масляной смеси приводит к резкому снижению вязкости рабочей жидкости, что уменьшает эффективность демпфирования кузова автомобиля.

В масляных амортизаторах шток возвращается в начальное положение пружиной подвески, а обхождение бугров происходит в полном контакте с дорогой благодаря мягким регрессивным характеристикам.

Газомасляные устройства имеют такую же конструкцию, как и гидравлические. Однако внутри находится азот под небольшим давлением, до 0,5 атмосферы, являющийся аккумулятором давления и препятствующий аэрации. Газомасляные амортизаторы значительно улучшают свойства гидравлики и находят все более широкое применение.

Конструкция, имеющая один рабочий цилиндр, чаще используется в газовых моделях, см. рисунок.

Амортизатор газового типа

Принцип работы одноцилиндрового газового амортизатора.

Где:

  1. Шток.
  2. Масло.
  3. Поршень.
  4. Плавающий поршень.
  5. Нижняя проушина.
  6. Верхняя проушина.
  7. Верхняя крышка.
  8. Корпус.
  9. Прямой и обратный клапан поршня.
  10. Рабочий газ.
  11. Нижняя крышка.

Принцип работы этих приборов таков: при сжатии происходит давление на поршень 3, которое передается посредством масляной среды 2 на плавающий поршень 4. Последний является барьером между газом 10, находящимся в корпусе 8 под большим давлением 15-30 атмосфер, и маслом 2, передающим давление от поршня. Демпфирующий эффект обеспечивает сжатый газ, находящийся в корпусе амортизатора. В нем также присутствует масло, но только в качестве объекта, передающего давление на рабочий газ через плавающий поршень.

Газовый амортизатор имеет прогрессивный характер работы, позволяющий эффективно эксплуатировать автомобиль на скоростных трассах при больших нагрузках в поворотах, снижая крен авто. Однако при движении по неровной дороге будет наблюдаться повышенная жесткость, снижающая комфорт при вождении.


Вернуться к оглавлению

Варианты замены заводских амортизаторов, их плюсы и минусы

Замена амортизаторов на Шеви Нива не требует профессиональных навыков и может быть выполнена самостоятельно. Штатные устройства, устанавливаемые на Ниву Шевроле, как правило, масляные. Это модель 2123-190504 для передней подвески и модель 2123-2915004 – для задней. Все параметры приведены в таблице ниже.

Технические характеристики Модель

2123-190504

Модель

2123-2915004

Размеры:
Максимальный,мм 351 526
Минимальный,мм 233 326
Ходпоршня,мм 118 200
Вес,кг 1.24 1.66
Усилие при скорости поршня 0,31м/с
Сжатие, кгс 33.57 33.57
Отбой, кгс 177.5 177.50

На рынке запасных частей можно найти огромное количество амортизаторов и амортизаторных стоек, имеющих самые разнообразные конструкции и рабочие характеристики, подходящие для Шеви Нивы. Эти устройства выпускаются как отечественными, так и зарубежными производителями. Прежде чем покупать эту важную деталь, желательно сначала выбрать тип амортизатора и направление эксплуатации автомобиля.

Учитывая, что Шеви Нива является внедорожником, гонять на ней по автобанам неразумно. Поэтому амортизаторы для нее желательно выбирать регрессивные или линейные, к которым относятся масляные и газомасляные модели. Последние наиболее предпочтительны, поскольку сочетают в себе лучшие качества обеих групп и меньше поддаются аэрации.

Важным параметром при выборе амортизаторов являются установочные размеры, ход поршня и силовые характеристики. Эти показатели должны соответствовать значениям, рекомендованным заводом-изготовителем Нивы Шевроле. Несоблюдение указанных рекомендаций может привести к обрыву креплений амортизатора или выходу детали из строя.

Все бренды и производители имеют широкий ассортимент продукции достаточно хорошего качества, наиболее популярные из них:

  • KYB, Япония.
  • Bilstein, Германия.
  • Boge, Германия.
  • Monroe, США.
  • Koni, Нидерланды.
  • СААЗ, Россия.
  • Fenox, Белоруссия.
  • Damp, Россия.
  • SS20, Россия.

При выборе бренда немаловажным фактором является соотношение цены и качества, а также финансовые возможности автовладельца. Поскольку Шеви Нива относится к бюджетным автомобилям, то нет смысла покупать на нее дорогую деталь, обладающую теми же характеристиками, что и стандартные образцы. Некоторые автовладельцы являются приверженцами не просто лесных прогулок на авто, а серьезных путешествий офроуд. Для этого необходимо делать лифт подвески и подобрать устройства, имеющие большую длину, или ставить на шток удлинитель, который можно купить в комплекте для лифтинга.


Вернуться к оглавлению

Необходимость замены амортизаторов и причины их неисправностей

Замену устройства следует делать при появлении признаков его поломки, к которым относятся:

  • стук при покачивании;
  • раскачивание автомобиля при движении;
  • сильный крен в повороте;
  • неравномерный износ шин;
  • потеки масла на корпусе амортизатора.

Это демпфирующее устройство работает в тяжелых условиях, подвергаясь воздействию агрессивной среды: низких температур, грязи, пыли, дождя и снега. Все это влияет на износ движущихся частей механизма, сальников, поршней и клапанов и служит основной причиной их поломки или выхода из строя. Неисправный амортизатор является не только источником дискомфорта при вождении, вибрации кузова, его раскачивания, повышенного крена в повороте. Он может спровоцировать аварию, ухудшение контакта колеса с дорогой и возникновение неконтролируемого заноса, снижение порога аквапланирования, интенсивный износ других узлов подвески.

Поэтому демпфирующему устройству следует уделять особое внимание, вовремя проводить технический осмотр, а при возникновении признаков неисправностей – заменить на новый. Проверку состояния амортизатора следует начинать с визуального осмотра, убедившись в отсутствии царапин на штоке, целостности сальника и отсутствии подтеков на его корпусе. Следует оценить состояние сайлентблоков, резиновых втулок и подушек на креплениях передней подвески.

Весьма эффективным приемом констатации работоспособности устройства служит раскачивание машины. Для этого необходимо поставить автомобиль на ровной площадке, включить первую передачу КПП. Затем нужно раскачать авто за крыло вверх и вниз со стороны тестируемого амортизатора с амплитудой не менее 5 см и отпустить крыло в нижней точке. Если автомобиль сделал одно колебание вверх, а затем опустился вниз и остановился, то это верный признак исправного демпфера. Аналогичным образом следует протестировать и остальные.


Вернуться к оглавлению

Инструкция по замене амортизаторов

Неисправные устройства следует заменять парами, при этом желательно также установить новые резинки, втулки, резиновые подушки и сайлентблоки. Замена передних амортизаторов Нива Шевроле так же, как и задних, обычно выполняется на подъемнике, эстакаде или яме.

Демонтаж верхнего устройства:

  • Отвинчивают верхнее крепления штока, удерживая его ключом от проворачивания.
  • Удаляют гайку и шайбу, прижимающую резиновые подушки к кузову.
  • Отворачивают гайку шарнира, вытягивают болт и снимают амортизатор.

Установка нового узла осуществляется по описанной выше процедуре в обратном порядке. Аналогичным образом демонтируются и задние демпферы, с той лишь разницей, что верхние и нижние крепления отвинчиваются снизу автомобиля.

Амортизаторы – важный элемент подвески транспортного средства, определяющий не только комфортное нахождение в салоне, но и безопасность вождения, надежность работы всех узлов. Осознанный выбор характеристик способствует более эффективному управлению автомобилем и созданию безопасных условий для всех участников движения. Одной из основных предпосылок нормальной работы устройства является своевременное техническое обслуживание, выявление дефектов и их устранение.

 

Считаете ли вы удачными последние модели Автоваза Lada Vesta и Lada X-Ray?

Загрузка ... Загрузка ...

Adblock
detector