Характеристики и методы замены штатного генератора Лада Гранта
Устройство служит трансформации энергии механического типа от коленчатого вала в электроэнергию. Генератор заряжает аккумулятор, а также является источником переменного тока и питания всего электрооборудования автомобиля. Он имеет диодный мост (выпрямители) и блок для регулирования напряжения, работает параллельно с АКБ.
Содержание
Вернуться к оглавлению
Штатный генератор Гранты
На заводе на ВАЗ 2190 и 2191 устанавливается устройство с каталожным обозначением КЗАТЭ 115А (9402.3701-14). Оно имеет следующие технические характеристики:
- номинальное напряжение – 14 В;
- максимальная сила тока – 115 А;
- частота вращения вала – 1200 об./мин. (без нагрузки);
- частота вращения вала при максимальном токе в 115 А – 6000 об./мин.
Основными составными частями генератора являются неподвижный статор и вращающийся в нем ротор. Детали разделены между собой воздушной прослойкой. Основная их рабочая часть – это обмотка и магнитопровод. Другие составные элементы служат для обеспечения соответствующей жесткости, охлаждения и т. д.
Узел со щетками необходим для соединения электросети ротора с неподвижной обмоткой статора, состоит из нескольких графитовых контактов. Диодный мост используется для трансформации переменного тока в постоянный, он также называется блоком выпрямителя. Регулятор преобразует электроэнергию на выходе в нужное напряжение.
Чтобы обезопасить сеть автомобиля от перепадов, используется понижающий конденсатор емкостью 2,2 мкФ. После включения зажигания через контрольную лампу поступает напряжение: на панели приборов горит значок АКБ. После запуска двигателя генератор получает питание от блока выпрямителей: лампа на панели гаснет.
Вернуться к оглавлению
Основные неисправности
Поломки, связанные с выходом из строя генератора Гранты, приводят к разрядке или, наоборот, перезарядке батареи и ее выкипанию. И в том, и в другом случае это сделает невозможной дальнейшую эксплуатацию автомобиля. Если ремень будет излишне перетянут, то в скором времени возникнут проблемы с высоким износом подшипников. При недостаточной натяжке ремня будет происходить проскальзывание, и АКБ получит слишком малый заряд.
В норме исправный генератор выдает 14,5 В, превышение этого значения обусловлено чаще всего поломкой регулятора напряжения. Без срочной замены элемента постоянный перезаряд батареи приведет к осыпанию свинцовых пластин и неисправности АКБ. Если же агрегат не выдает положенного напряжения, и оно ниже 13 В, то проблема может быть не только с регулятором, но и с тем, что щетки изношены, повреждены диодный мост или обмотки.
Бывает, что при работе возникают подозрительные звуки, в таком случае имеет значение природа возникновения шума. Разобраться с этим несложно: достаточно скинуть провода с генератора. Если вращение шкива сопряжено с воем или визгом, то проблема в подшипниках. Если же после снятия проводов шум исчезает, то – в диодном мосте, либо произошло короткое замыкание на обмотке. В любом случае ремонт неизбежен, а иногда поможет только замена агрегата.
Типичные неисправности и методы их ликвидации:
Причина неисправности |
Способ устранения |
Не горит контрольная лампа на панели приборов | |
Обрыв цепи питания между генератором, замком зажигания или самой лампой. | Проверить проводку и устранить обрыв. |
Контрольная лампа заряда не гаснет после запуска двигателя | |
Недостаточное натяжение ремня. | Отрегулировать натяжение ремня, заменить ремень, при необходимости заменить натяжитель. |
Износ щеточного узла, короткое замыкание обмоток, неисправность диодного моста или регулятора напряжения. | Заменить вышедшие из строя комплектующие. |
Замыкание на «массу» силового провода от генератора на контрольную лампу. | Изолировать силовой провод. |
Генератор не выдает достаточный заряд | |
Клеммы АКБ окислились. | Очистить клеммы, при необходимости заменить их или наконечники проводов. |
Выход из строя АКБ. | Заменить аккумулятор. |
Недостаточное натяжение ремня. | Отрегулировать натяжение, при необходимости заменить ремень. |
Неисправность диодного моста или регулятора напряжения. | Заменить детали. |
АКБ получает перезаряд | |
Выход из строя регулятора напряжения или диодного моста. | Заменить комплектующие. |
Падение напряжения на участке цепи «генератор-АКБ». | Проверить контактные соединения, зачистить при необходимости или заменить. |
В таблице приведены основные неисправности. Также возможны механические и другие повреждения.
Вернуться к оглавлению
Замена ремня генератора ВАЗ 2190
Согласно регламенту ТО, проверять состояние ремня привода нужно через каждые 15 тыс. км пробега, а менять деталь – каждые 30 тыс. км, даже если визуально она в хорошем состоянии. На 8-клапанном силовом агрегате Гранты не предусматривается приспособление для натяжения ремня, следовательно, он считается одноразовым расходным материалом, т. е. его неоднократный монтаж не допускается.
Для самостоятельной проверки этого резинового изделия необходимо выполнить несколько простых манипуляций. Сначала включается 5-я передача. Затем нужно опереться на бампер спереди и попытаться покатить авто от себя, одновременно с этим оценивается внешний вид ремня. Он не должен иметь даже мелких трещин, не говоря уже об отслоениях и разрывах, нередко появляющихся при длительном использовании.
Замена ремня генератора Лада Гранта начинается с его покупки. Обычно оригинальная запчасть не отличается высокой стоимостью. Характеристики ремня Лада Гранта:
- артикул в каталоге – 1118-1041020-07;
- длина (размер) – 823 мм;
- маркировка на упаковке – 6РК 823.
Для работы понадобится минимальный набор инструментов:
- канцелярский нож;
- отвертка или длинная монтажная лопатка;
- ключ на «13».
Замена осуществляется следующим образом:
- Убрать старый ремень. Для этого удобнее всего срезать его с помощью ножа.
- Открутить болт нижнего крепления агрегата на два-три оборота ключом на «13».
- Отвернуть гайку и вынуть болт крепления сверху.
- Теперь, соблюдая осторожность, нужно постараться повернуть генератор так, чтобы проушина сверху могла зайти за выступ кронштейна. Генератор следует прижать к нему и зафиксировать подручными материалами. Подойдет обычная проволока, с помощью которой он привязывается к гайке крышки ГБЦ.
- Надеть ремень сначала на шкивы.
- Включить пятую скорость, параллельно с этим прижать ремень к шкиву (нужна посторонняя помощь). Авто следует снова толкнуть так, чтобы ремень оказался на своем месте.
- Убрать проволоку и, вооружившись отверткой, отжать генератор в месте соприкосновения с кронштейном, а затем вкрутить болт в верхнее крепление.
Далее остается закрутить гайку и затянуть нижнее крепление. На этом процедура заканчивается.
Вернуться к оглавлению
Альтернативные варианты замены ремня
Недостаточная натяжка создает меньше неудобств, чем перетяжка. Последняя провоцирует слишком быстрый износ подшипников. Во избежание появления такой проблемы многие владельцы Гранты устанавливают натяжитель самостоятельно: для этого отлично подходит деталь от Лады Калины.
Производитель не устанавливает деталь изначально на заводе, поскольку позиционирует Гранту как самую доступную в своем классе, отсюда экономия на комплектующих. Это характерно для самых дешевых моделей с 8-клапанным силовым агрегатом.
Для регулировки натяжения ремня можно использовать кронштейн от Калины, немного доработав его своими руками. Для этого понадобится следующий набор:
- кронштейн;
- натяжитель;
- кронштейн ролика;
- ремень генератора от Калины 1;
- винтовой натяжитель.
Благодаря этому комплекту можно существенно доработать конструкцию своего авто, продлив срок службы некоторых деталей и узлов.
Вернуться к оглавлению
Замена генератора
Проблема со штатным генератором Лады Гранты известна многим владельцам этого автомобиля. Для устранения неисправностей чаще всего необходимо снять устройство. Условно поломки агрегата можно разделить на два вида – механические и электрические. Но одна из самых частых проблем, связанных с заменой устройства, – естественный износ комплектующих. Поэтому рано или поздно перед каждым автолюбителем встает вопрос о замене или ремонте генератора.
Процедура отличается некоторыми сложностями, но ее вполне реально выполнить самостоятельно. Снятие агрегата может понадобиться еще и для технического обслуживания или для доработки конструкции авто. Процедура демонтажа имеет свои особенности в зависимости от комплектации мотора (8- или 16-клапанный), а также от наличия кондиционера.
Вернуться к оглавлению
Замена генератора на 8-клапанном двигателе Гранты
Для работы нужно использовать три ключа (на «8», «10», «13») и монтажную лопатку. Сначала отсоединяется клемма «–» с аккумулятора. Порядок работы следующий:
- Демонтировать защиту двигателя, вывернув два задних и четыре передних болта.
- Отсоединить колодку проводов.
- Убрать защитный колпачок с гайки, которая удерживает питающий провод.
- Открутить гайку силового кабеля.
- Освободить верхнее крепление путем откручивания гайки.
- Отодвинуть генератор монтажной лопаткой или длинной отверткой, извлечь болт верхнего крепления.
- Ослабить нижнее крепление.
- Отжать генератор от двигателя подручными средствами, например, монтажной лопаткой, достав болт нижнего крепления.
- Отодвинуть генератор в правую сторону.
- Убрать ремень со шкивов.
- Извлечь генератор.
Для установки устройства на его прежнее место следует выполнить все действия в обратном порядке. Необходимо убедиться, что ручьи на шкивах совпадают с дорожками на ремне.
Вернуться к оглавлению
Замена генератора на авто с 16-клапанным двигателем
Демонтаж и последующая установка устройства на модификации Гранты с 16-клапанным силовым агрегатом имеют свои особенности: есть натяжитель ремня. Поэтому порядок действий по снятию и монтажу несколько усложняется. Как и в предыдущем случае, понадобится стандартный набор инструментов, а перед началом работ отсоединяется минусовая клемма АКБ. Необходимо демонтировать защиту двигателя, если таковая имеется. После этого можно приступать к снятию агрегата, выполнив следующие действия:
- Отсоединить колодку проводов от генератора.
- Убрать колпачок, закрывающий питающий провод.
- Ключом на «10» отвернуть гайку, которой удерживается наконечник провода.
- Ключом на «13» ослабить гайку планки для натяжения.
- Ослабить ремень путем откручивания регулировочного болта влево.
- Убрать генератор вправо и извлечь ремень.
- Открутить болт регулировки до конца и вынуть его.
- Демонтировать планку для натяжения.
- Открутить гайку крепления снизу.
- Извлечь втулку и вынуть болт, удерживающий нижнее крепление.
- Извлечь генератор.
Для монтажа проделать все действия, начиная с конца, затем натянуть ремень.
Вернуться к оглавлению
Замена генератора на Гранте с кондиционером
Значительно усложняет конструкцию и функционирование навесного оборудования работающий от генератора кондиционер: его нужно отодвинуть, прежде чем снимать генератор. В список необходимых инструментов входят:
- жидкость WD-40;
- домкрат;
- балонник;
- ключи на «8», «10», «13», «17».
Начинаем со снятия минусовой клеммы с АКБ. После этого можно приступать к работам по демонтажу генератор:
- Болты обрабатываются жидкостью WD-40.
- Снимается защита двигателя.
- Откручивается гайка кронштейна.
- Домкратом поднимается правая передняя часть (предварительно ослабив колесные болты).
- Снимается колесо.
- Откручиваются натяжной ролик и болты, удерживающие подушку двигателя.
- Автомобиль опускается домкратом, при этом подушка двигателя сместится, открывая доступ к генератору.
Дальнейшая процедура снятия ничем не отличается от тех способов, что описаны выше. Монтаж производится в порядке, обратном снятию.
Автомобиль Лада Гранта позиционируется как один из самых дешевых в своем сегменте. Большинство владельцев отмечает наличие хронических проблем, вызванных низкокачественными комплектующими. Среди огромного разнообразия таких проблем – низкая надежность и недолговечность штатного генератора.
Самым надежным способом побороть эти недостатки является замена узла на устройство более высокого качества. Например, можно поставить аналог от Bosch на 110 А. Замена не потребует серьезной трансформации конструкции авто, а эффект будет ощутимым. Таким образом можно избавиться от большинства неисправностей, связанных с электроснабжением автомобиля, на длительное время.