Какие трамблёры зажигают свечи на ВАЗ 2109
Трамблёр входит в карбюраторную систему. Для большинства зарубежных автомобилей он стал архаизмом, как сам карбюратор. Но в России, где еще бегают автомашины, выпущенные 15–25 лет назад, это устройство все ещё пользуется спросом у автомобилистов. Оно стоит на большинстве моделей ВАЗ. Данный агрегат интересен для большинства автовладельцев тем, что поддается ремонту, следовательно, не требует больших расходов.
Содержание
Вернуться к оглавлению
Что такое трамблёр
Трамблером называется механизм, распределяющий электрический ток между свечами и отвечающий за появление искры, воспламеняющей горючую смесь в цилиндрах. В моделях ВАЗ 2109 он располагается около аккумулятора, там, где заканчивается крышка головки блока цилиндров. Официальное его название — прерыватель-распределитель зажигания. Автовладельцы пользуются двумя типами прерывателей: контактным и бесконтактным.
Условно его можно разделить на две части: крышку, изготовленную из прочного материала, не проводящего электрический ток, и непосредственно сам корпус, внутри которого установлен вал, заканчивающийся бегунком с контактным якорем. Входное отверстие для кабеля высокого напряжения расположено в центре крышки, ближе к краям — выходные отверстия с контактными щетками, от них провода расходятся к свечам. Таким образом, крышка является самостоятельной и функциональной деталью. В процессе работы под воздействием вибраций она изнашивается, на ней образуются трещины или сколы, стираются угольные щетки, и ей требуется замена.
Бегунок, на ось которого поступает центральный высоковольтный провод, вращается, поочередно замыкая угольные контакты каждого свечного провода в том порядке, в каком они должны обеспечивать подачу искры для движения поршней в цилиндрах. Скорость бегунка напрямую зависит от коленчатого вала и других параметров двигателя.
Прерывание выполняется в левой части прибора по принципу молота и наковальни. Надетый на вал шток имеет ребристую форму (наподобие гайки). Число рёбер соответствует количеству цилиндров. При вращении выступающие рёбра подталкивают «молоточек» к «наковальне», а уменьшенные стороны, напротив, отодвигают. Таким образом выполняется соединение и прерывание контакта.
Вакуумный корректор, соединенный с карбюратором и дросселем, при нажатии на педаль газа образует разрежение, подтягивающее рычаг в прерывателе, вследствие этого изменяется угол зажигания, электрический заряд подается раньше.
Вернуться к оглавлению
Какой распределитель лучше: контактный или бесконтактный
Можно сказать, что контактный распределитель-прерыватель — это классика, просуществовавшая почти 100 лет. Контактная система зажигания, стоявшая на всех Жигулях, была разработана итальянским концерном «Фиат».
Но ему на смену пришло бесконтактное устройство, в котором вместо контактной группы вмонтирован датчик Холла. Это электронное приспособление заменило собой контактную группу, прерыватель с ребристым штоком на вале и прижимной пружиной. БСЗ на моделях ВАЗ Самара появились не сразу. Первые автомобили сошли с конвейера с контактным распределителем.
Поэтому на ВАЗ 2109 до сих пор встречаются бесконтактные и контактные системы зажигания. Каждый автовладелец может произвести замену КСЗ на БСЗ и наоборот. Распределитель с датчиком Холла стоит дороже, но цена эта оправдана, окупается более высокой надежностью и стабильностью работы двигателя. Датчику Холла с его электронной начинкой ремонт не требуется. Когда он выходит из строя, его попросту меняют на новый.
Вернуться к оглавлению
Неполадки, возникающие в контактной системе зажигания
От правильной, слаженной работы в автомобиле ВАЗ 2109 прерывателя зависит стабильность СЗ и работа двигателя. Вот почему важно, чтобы трамблёр был правильно отрегулирован и исправен. Если в нем обнаруживаются неисправности, электрический ток от трамблера к свечам подается со сбоями, двигатель начинает работать рывками, глохнет, особенно на холостом ходу. Поэтому рекомендуется проверять это устройство через каждые 10 тысяч километров пробега.
К числу неполадок прерывателя распределителя относятся:
- Сбои в контактах, связанные с их загрязнением или неправильной регулировкой зазоров, их выработка, вследствие чего не происходит замыкания электрической цепи. К такому сбою также приводит износ рёбер (кулачков) на штоке вала.
- В процессе работы распределителя изнашиваются втулки, разрушается подшипник, со временем слабнет контактная пружина.
- Вращаясь, бегунок пропускает угольные контакты в крышке трамблера.
- Если ток поступает на центральный провод, но отсутствует на свечных проводах, значит, неисправен бегунок, и пришла пора ставить новый.
Вращающийся вал под воздействием трения нагревается, и чтобы этого не происходило, небольшое количество масла этому механизму необходимо. Но оно не должно вытекать из распределителя, иначе зальет контакты, нарушится подача электротока. Появление этого дефекта говорит о том, что, возможно, нужна замена сальника. Масло течёт в прерывателе еще тогда, когда загрязняется отверстие в карбюраторном механизме.
И если удаление негодного сальника вы сможете произвести самостоятельно, то чистить отверстие в карбюраторе должны профессионалы техобслуживания.
Вернуться к оглавлению
Возможные неисправности БСЗ
Если на коммутатор зажигания ВАЗ 2109 перестают поступать импульсы, значит, возможен обрыв проводов, и их требуется заменить или соединить. Вторая причина кроется в неисправности датчика Холла. Его состояние проверяется вольтметром. И если в электронном приборе отсутствует напряжение, его требуется заменить.
Датчик Холла стоит внутри корпуса распределителя. Чтобы поменять его, надо открыть крышку и отсоединить старый датчик. Повреждение проводов также возможно между датчиком и катушкой зажигания. Подача импульса нарушается, если ослаблено крепление проводов или их концы окислились.
Перебои в работе двигателя ВАЗ 2109 возникают по разным причинам. Например, наблюдаются нагар, грязь, накопившаяся на стенках или роторе трамблёра. Бывают и другие негативные факторы.
Причины | Действия |
Изношены электроды или на свечи попало масло, которое течёт из под сальника, на них образовался нагар. Трещины на керамическом корпусе свечей тоже не способствуют слаженной работе двигателя. | Замаслившиеся свечи можно промыть в бензине, высушить, нагар зачистить. Но изношенным электродам или треснутым изоляторам ремонт не поможет. Такие свечи требуют немедленной замены. |
Если со свечами все в порядке, а двигатель не заводится. | Следует проверить угольные щетки в корпусе прерывателя. |
Неисправный коммутатор зажигания. | Он требует регулировки. |
Двигатель медленно изменяет режим работы и не дает максимальной мощности по следующим причинам. Неверно установлен момент зажигания. Тогда его требуется отрегулировать.
Бывает, что заедают грузики в регуляторе опережения зажигания. Это происходит по причине ослабления пружин, которые выработали свой ресурс, и их нужно поменять. Ремонт данного дефекта можно выполнить самостоятельно.