Двигатель ВАЗ 2109: инжектор вместо карбюратора
На двигатели ВАЗ 2109 инжектор устанавливать начали после 2000 года, до этого система питания была исключительно карбюраторной. Некоторые модификации систем впрыска топлива имели электронное управление, которое регулировало подачу воздуха. Если стоит задача модернизировать свой автомобиль, то переход с карбюратора на инжектор — это разумное решение. Но сначала взвесьте все положительные и отрицательные качества переделки.
Вернуться к оглавлению
Стоит ли производить переделку
Карбюраторная система впрыска топлива морально устарела, в странах Европы, США и Японии она не используется более четверти века. Отечественные автомобили повсеместно начали оснащать инжекторными системами значительно позже. Инжекторный впрыск контролируется электронным блоком управления, к которому подключена система датчиков и исполнительных устройств. За все процессы, протекающие при работе двигателя, отвечает автоматика. В этом есть положительная сторона — работа мотора будет практически идеальной, без детонации, перебоев. Установить на двигатель ВАЗ 2109 инжекторную систему хлопотно, но под силу большей части автомобилистов.
Чтобы осуществить переделку, вам придется вложить не менее 20000 рублей, а это накладно. Намного эффективнее окажется покупка бывшего в употреблении двигателя со всем навесным оборудованием. Существенной экономии бензина вы не получите. Миф о том, что инжекторные двигатели отличаются умеренными аппетитами сильно преувеличен. Один существенный плюс — это экологические показатели, но если вы реально озадачены такой проблемой, лучше приобрести аэродинамическое вихревое устройство. Оно монтируется на карбюратор и имеет стоимость намного меньше, чем инжекторная система.
Справедливости ради нужно указать на явные преимущества инжекторного мотора:
- Соответствие экологическим нормам ЕВРО-2 и выше.
- При работе на высоких оборотах заметно существенное увеличение мощности. Особенность карбюраторного впрыска — это высокая мощность на низах и снижение на верхах. Обратная картина у инжекторного. Поэтому при обгонах на трассе вы себя будете чувствовать намного увереннее.
- Снижение средств на обслуживание инжекторной системы.
- Расход бензина снизить можно путем настроек ЭБУ вплоть до 6 л на сотню. Но при этом потеряете в мощности и максимальной скорости.
- Можно установить ГБО четвертого поколения. Такие системы хороши тем, что в них все управление передано электронному блоку, работающему в паре с штатным.
Взвесив все аргументы, нужно сделать вывод, стоит ли вообще осуществлять переделки. Если рыночная цена автомобиля равна стоимости модернизации или отличается незначительно, то лучше отказаться от этой затеи. В остальных случаях можно смело установить инжектор на ВАЗ 2109.
Вернуться к оглавлению
Подготовительные работы
На рынке представлено несколько вариантов систем впрыска, но наилучшим окажется BOSCH M 1.5.4. У него отменное качество, высокая надежность, а главное — низкая цена. В любом случае придется приобрести некоторые детали на вторичном рынке. Основные элементы, которые тоже нужно приобрести:
- корпус воздушного фильтра;
- впускной коллектор для инжекторной системы ВАЗ 2109;
- топливный бак;
- рампа;
- генератор от модели ВАЗ 2110 или аналогичный;
- топливный насос;
- провода, датчики, исполнительные механизмы.
Перед монтажом нового оборудования необходимо демонтировать генератор, патрубки и шланги охлаждения, термостат, бензобак. Топливный бак перед установкой обязательно промывается и сушится.
Установку модуля зажигания осуществляете в подкапотном пространстве с передней стороны мотора. Придется изготовить кронштейн, который закрепляется на кузове. На блоке ДВС (между вторым и третьим цилиндрами) должен располагаться датчик детонации. Затем проводите замену патрубков, термостата, шкива. Последний должен быть демпфирующим, для его установки придется сливать масло и снимать поддон двигателя.
Вернуться к оглавлению
Проведение монтажа узлов
Порядок работ выглядит так:
- Избавляетесь от бензина в баке.
- Отключаете аккумулятор и снимаете его.
- Убираете распределитель зажигания и все элементы, которые с ним связаны, в том числе и коммутатор.
- Демонтируете бензонасос.
- Снимаете крышку и корпус воздушного фильтра, убираете карбюратор.
- Выкручиваете гайки крепления впускного коллектора и демонтируете его.
- Вся проводка, которая относится к системе зажигания, демонтируется. На мотор ставится заглушка в том месте, где был трамблер.
- Избавляетесь от топливных магистралей.
- Последний этап — окончательный демонтаж шланга вакуумного усилителя и топливного бака.
Далее производите установку ЭБУ, бака, вакуумного и топливного насосов, фильтров очистки бензина, воздуха. Самое сложное для многих автомобилистов — это подключение всей системы к электрооборудованию. Лучше всего на этом этапе использовать руководство по эксплуатации автомобиля и схемы.
Вся система впрыска должна функционировать только при включении зажигания. Поэтому питание датчиков, топливного насоса, ЭБУ должно подаваться с соответствующего вывода замка зажигания. К контактной колодке подходит пучок проводов, но только на желтом появляется питание при включении зажигания. Чтобы избавиться от глобальных вмешательств в систему электроснабжения, нужно подключить ЭБУ и датчики вместо коммутатора карбюраторной системы.
Но инжектор ВАЗ 2109 не сможет работать без:
- Регулятора холостого хода, который устанавливается на дроссельном узле, изменяет количество воздуха, подаваемого в рампу.
- Датчика массового расхода воздуха — небольшой пластиковой трубки, внутри которой находится сетка и платиновая нить, прогреваемая до 600ºС. За счет изменения температуры удается вычислить объем воздуха, проходящего через устройство.
- Датчика положения коленчатого вала, устанавливаемого рядом со шкивом.
- Датчика давления топлива в рампе, который позволяет удерживать оптимальное значение, достаточное для функционирования системы.
- Топливных форсунок. Это электромагнитные клапаны, которые работают за счет сигналов, поступающих с электронного блока управления. Последний анализирует показания с датчиков и, сопоставляя их с топливной картой (прошивкой), своевременно открывает и закрывает форсунки.
- Датчика детонации, позволяющего выявить самопроизвольное воспламенение топливной смеси в камерах сгорания.
Это только основные компоненты, инжекторный двигатель может иметь и большее число датчиков. Для улучшения характеристик устанавливается альфа-зонд (датчик кислорода), который контролирует содержание вредных веществ в выхлопе. На более новых автомобилях можно встретить и два таких датчика, что позволяет добиться не только улучшения экологических показателей, но и существенной экономии бензина.