Война «штамповки» с «литьем»: выбор дисков на ВАЗ 2109
Отечественные легковые автомобили никогда не отличались большим разнообразием видов и диаметров колесных дисков. Поэтому сегодня одной из самых популярных разновидностей визуального тюнинга ВАЗ 2109 является замена штатной «штамповки» на литые диски различных типов, форм и размеров. Мы расскажем, стоит ли тратить время и деньги на такую операцию и какие нюансы следует учитывать.
Вернуться к оглавлению
Какому типу колес отдать предпочтение
Если забыть о заурядном внешнем виде стальных штампованных дисков, можно обнаружить ряд присущих им преимуществ. К ним относятся:
- Низкая цена. Простая технология производства и доступность материалов сделали возможным создание дисков, конечная стоимость которых не превышает 1500-2000 рублей.
- Стойкость к ударным нагрузкам. В отличие от легких сплавов, сталь при ударе не ломается, а деформируется, что предотвращает более серьезные повреждения, например, поломки элементов подвески.
- Ремонтопригодность. Деформированные диски сейчас восстанавливают почти на каждом СТО.
- Возможность модернизации внешнего вида. На штампованные элементы нередко устанавливают пластиковые колпаки, что улучшает эстетику автомобиля и придает колесам схожесть с легкосплавными без существенных финансовых затрат.
Тем не менее «штамповка» не лишена некоторых серьезных недостатков. Среди наиболее существенных:
- Большая масса. С увеличением веса колеса ухудшается динамика разгона и торможения, снижается управляемость.
- Подверженность коррозии. Как известно, сталь быстро окисляется при контакте с атмосферным воздухом, поэтому штампованные диски обычно покрывают защитными эмалями. При нарушении целостности этих покрытий коррозия возникает моментально.
- Однообразный дизайн. С учетом современных тенденций оформления экстерьера автомобиля, штампованные диски можно считать безнадежно устаревшими.
Автолюбители, устанавливающие литье на ВАЗ 2109, делают это как раз для того, чтобы бороться с присущими стали недостатками. Легкие сплавы позволяют обеспечить:
- оптимальную массу (до 65% от массы штамповки);
- защиту от коррозии;
- разнообразие форм и цветов.
Главным недостатком литья остается высокая цена. К тому же далеко не все легкосплавные диски подходят для «девятки».
Вернуться к оглавлению
Определяемся с техническими характеристиками
Первое, с чем нужно разобраться, прежде чем ставить литые диски на ВАЗ 2109, — их диаметр. Тут доступны три варианта:
- R13 — штатный размер, отличается практичностью, но для литья маловат и может нивелировать всю суть тюнинга.
- R14 — получил наибольшее распространение, так как освежает внешний вид автомобиля, не предъявляя особых требований к процессу монтажа.
- R15 — встречается нечасто, так как может использоваться только с низкопрофильной резиной или после значительных доработок элементов подвески, ходовой части, кузова, а иногда и трансмиссии.
Следует также учитывать посадочную ширину диска. На передней оси можно использовать резину шириной до 205 мм, на задней — до 185 мм. Это объясняется конструкцией задней подвески, делающей невозможной установку широких колес.
Обратите внимание на вылет диска (ET) — это показатель, характеризующий расстояние от края арки до внешнего края колеса. Для 13-х «катков» оптимальной будет величина вылета 35-38 мм, для 14-х — 35-45 мм, для 15-х — 30-35 мм. Слишком малая величина вылета снижает поперечную устойчивость автомобиля, а слишком большая приводит к чрезмерному напряжению деталей трансмиссии, уменьшая их надежность и ресурс.
Последний, но не по значению, технический критерий — разболтовка. Диски для ВАЗ 2109 имеют четыре крепежных отверстия, центры которых расположены на окружности диаметром 98 мм. Такая разболтовка указывается в нормативной документации под кодом 4×98. Минимальный допустимый диаметр центрального отверстия составляет 58,5 мм.
Установка на «девятку» легкосплавных литых дисков — превосходный способ улучшить как внешний вид, так и технико-эксплуатационные характеристики автомобиля. Однако перед приобретением и монтажом обновы следует тщательно изучить ее параметры, соотнести с конструкцией подвески и ходовой части, подумать, какие шины потребуются и какими затратами обернется операция.
Если не хочется тратить круглую сумму на литье, вполне можно ограничиться штатной штамповкой. Главное — следить за целостностью защитного покрытия и стабильностью геометрии колеса, а об эстетике позаботятся колпаки.