Трамблер в системе зажигания автомобиля ВАЗ 2108
Система зажигания на ВАЗ 2108 относится к бесконтактному типу. Это значит, что процесс накопления энергии, необходимой для воспламенения топливовоздушной смеси, управляется при помощи транзисторного коммутатора, прерывателя, который еще называется трамблер. Он играет важную роль в распределении искры на каждую из катушек зажигания, поэтому его устройство, возможные неисправности и способы их устранения необходимо знать.
Содержание
Вернуться к оглавлению
Расположение и принцип его действия
Трамблер от ВАЗ 2108, устанавливается также на моделях 2109, 2199. Этот прерыватель четырехконтактного искрового типа, что позволяет правильно распределять искру на все 4 свечи зажигания. Сам узел является электромеханическим. Принцип его действия заключается в механическом замыкании электрических контактных групп, соединяющих в одну цепь катушку зажигания и высоковольтный провод конкретного цилиндра. Выбор той или иной контактной группы, а вместе с ней и цилиндра, зависит от текущего положения распределительного вала. Формирование искры и ее подача на цилиндр происходят в процессе вращения встроенного бегунка.
Трамблер «восьмерки» имеет цилиндрическую форму. Внутри корпуса располагаются все его компоненты, включая центральный валик с регулятором, бегунок, опорную пластину с датчиком Холла. Исключение составляет вакуум-корректор в форме тарелки, который находится на боковой трубке впускного коллектора. Этот диафрагменный регулятор используется для опережающего искрообразования на больших оборотах двигателя.
Датчик Холла считается одним из важнейших на «восьмерке». Именно благодаря ему распределитель имеет возможность точно вычислять время замыкания контактов.
Вернуться к оглавлению
Характерные неисправности и способы их диагностики
Исходя из конструктивных особенностей, трамблер, используемый на ВАЗ 2108, может иметь следующие проблемы:
- термическое повреждение бегунка или контактов на крышке прерывателя, которое происходит за счет превышения допустимых токов нагрузки;
- поломка датчика Холла, которая делает невозможным определение точного момента искрообразования;
- поломка подшипника датчика или подклинивание, что препятствует нормальному вращению механизма;
- отсутствие или плохое состояние контактов в месте подсоединения штекера от датчика Холла;
- механическое повреждение корпуса и крышки прерывателя.
Диагностировать эти неисправности можно визуально, если проводить плановую ревизию агрегата. Для этого необходимо отсоединить центральный силовой провод прерывателя. При его контакте с массой и прокручивании коленчатого вала двигателя должна образовываться искра. Причинами ее отсутствия являются выход из строя датчика Холла или бегунка. Если искра есть, но слабая или не на всех контактных группах, то, скорее всего, придется разобрать агрегат и почистить контакты.
Кроме этого, дефектный трамблер на автомобиле ВАЗ 2108 может сигнализировать о поломке такими методами:
- характерное дерганье автомобиля во время движения;
- простукивание поршневых пальцев во время разгона;
- очень медленный набор скорости;
- резкое повышение расхода топлива в сравнении со среднестатистическим;
- полное отсутствие зажигания — мотор не заводится.
В большинстве случаев неисправность прерывателя вынуждает заменять его полностью.
Вернуться к оглавлению
Особенности замены трамблера
Процесс ремонта прерывателя на ВАЗ 2108 начинается с его демонтажа. Трамблер находится на патрубке крышки головки блока цилиндров двигателя. По соседству с ним располагается аккумуляторная батарея.
Первым делом придется отключить прерыватель от напряжения, для чего нужно снять клемму «минус» с АКБ. Далее следует отсоединить все высоковольтные провода, которые подходят к крышке агрегата, и шланг, соединенный с патрубком вакуум-корректора.
Следующим этапом является отсоединение троса привода дроссельных заслонок и кронштейна, удерживающего провода. При непосредственной разборке прерывателя необходимо будет поставить метки на корпусе, крышке, приводе. Это вынужденный шаг, поскольку в противном случае не удастся сохранить изначальный момент зажигания и придется его регулировать.
Перед демонтажем нужно совместить полоску на маховике с треугольным делением на корпусе агрегата. После этого можно откручивать прерыватель и снимать его для дальнейшего техосмотра, ремонта или замены. Сборка прерывателя-распределителя происходит в обратном порядке с совмещением положения контакта бегунка и меток момента зажигания.