Ревизия подшипников ступицы на ВАЗ 2108
«Лада Самара», «восьмерка» или ВАЗ-2108 является родоначальником целой линейки автомобилей Волжского автозавода, пришедшей на смену легендарным «Жигулям». Многое в этой модели было революционным для своего времени и впервые применялось в СССР — передний привод, поперечная ось двигателя, подвеска Макферсон, целый набор диагностических датчиков и многое другое. Но, как и раньше, одной из ключевых систем автомобиля, требующих особого внимания, учитывая состояние дорожного полотна в стране, являлась подвеска. Ревизия или замена подшипника ступицы — одна из тех операций, которую обязан регулярно проводить любой уважающий себя и своего «железного коня» водитель.
Содержание
Вернуться к оглавлению
Устройство и предназначение ступиц
ВАЗ-2108 двигается благодаря тому, что от работающего двигателя за счет механических передач крутящий момент передается на ведущие колеса (в данном случае — передние). Но если связь между колесами, мостами и рамой будет жесткой, то движение по неровной поверхности станет просто невозможным. Кроме того, все узлы в результате колоссальных ударных нагрузок быстро выйдут из строя.
Чтобы этого не допустить, используется система промежуточных звеньев (рычагов), или подвеска. Она должна сглаживать влияние неровностей дорожного полотна на езду. Конечным ее узлом, к которому и крепится колесо, является ступица. Это цилиндрическая корпусная деталь, которая устанавливается на ведущий и ведомый валы. Между ступицей и валом находится подшипник, который и обеспечивает возможность вращения колеса.
Основными функциями этого узла являются:
- обеспечение надежной посадки и крепление колесного диска;
- крепеж элементов тормозов (спереди — дисковые, сзади — барабанные);
- передача крутящего момента от трансмиссии к колесу через полуоси и надежный крепеж последних.
Конструктивно любая ступица состоит из следующих узлов:
- Внешний обод. Выполнен в форме стакана с отверстиями для выхода и фиксации полуоси, а также диска колеса.
- Стакан подшипника. Фактически, это не отдельный узел, а всего лишь внутренняя часть обода, которая имеет необходимые размеры для установки опор вращения.
- Шлицевое отверстие. Опять-таки часть обода — центральное отверстие в нем, которое имеет шлицевую нарезку для установки и фиксации полуоси.
Ступица колеса формируется из литой заготовки путем механической обработки посадочных поверхностей.
Вернуться к оглавлению
Виды подшипников и их роль
Передний или задний подшипник ступичного узла на автомобиле ВАЗ-2108 является одной из самых маленьких, но исключительно важных частей подвески. Благодаря ему колесо имеет возможность вращаться вместе со ступицей на полуоси с минимальным трением. Этот компонент состоит из двух кольцевых обойм с симметричными пазами, по которым «бегают» промежуточные тела вращения — шарики.
Шариковая опора вращения передней ступицы на ВАЗ-2108 — радиально-упорного типа, с двумя рядами шариков (28 шт.) и уплотнением с обеих сторон. Уплотнение используется либо резиноармированное, либо манжетное, которое существенно повышает степень защищенности шариков от грязи и пыли. Габаритно-присоединительные размеры: 34×64×37 мм.
Если в результате осмотра ступичного узла выяснится, что подшипник вышел из строя, то способ решения этой проблемы только один — замена. Объясняется это тем, что в случае износа обойм или самих шариков не представляется возможным отрегулировать зазор/степень прижатия между контактными поверхностями, что характерно для конических подшипников.
О том, что придется менять ступицу, могут свидетельствовать следующие признаки:
- гул в области колеса, который наблюдается во время движения и имеет монотонный характер;
- увеличившийся люфт колеса, который не получается устранить подтяжкой фиксирующей гайки;
- перегрев устройства в результате утечки смазки.
Если любой из «симптомов» повреждения ступицы обнаружен, замена проблемного узла должна проводиться без отлагательств, чтобы исключить его разрушение в процессе движения.
Вернуться к оглавлению
Методика и алгоритм ремонтных работ
Замена ступицы или подшипника на автомобиле ВАЗ-2108 — это четкий технологический процесс, в котором придется соблюсти определенные процедуры. Первым этапом в процессе замены является подготовительный. Он необходим для того, чтобы правильно оценить предстоящий фронт работ, подготовить место и соответствующие инструменты.
- Домкрат. Чтобы замена проблемного узла состоялась, нужно для начала вывесить колесо, сняв с него нагрузку весом. Для этого транспортное средство поднимается домкратом. Если замена производится в условиях автосервиса или специально оборудованного гаража, то используют подъемником, который позволит поднять машину на комфортную высоту.
- Съемник. Замена ступицы или подшипника на автомобиле ВАЗ-2108 требует использования двух разных съемников, размеры которых — 3 и 6 см — соответствуют диаметрам обойм опоры вращения.
- Пассатижи.
- Ключи гаечные на 12 и 30.
При любых условиях замена опоры вращения начинается с демонтажа ступичного блока.
- Снимается переднее колесо со стороны дефектного узла. Для этого автомобиль фиксируется ручником, ослабляются крепежные болты. Затем уже на поднятом домкратом ВАЗ-2108 болты полностью откручиваются и колесо снимается.
- Снимается тормозной диск.
- Не до конца откручивается суппорт. Его придется закрепить в таком положении, например, проволокой.
- После этого, используя съемник, демонтируем ступицу вместе с подшипником.
Алгоритм дальнейших действий зависит от того, ремонт какого из двух узлов требуется. В любом случае придется впрессовывать подшипник, иначе манипуляции со ступицей невозможны. Сборка узла происходит в обратном порядке.
Перед запрессовкой или набивкой опоры вращения посадочное место обрабатывается консистентной смазкой. Посадка внутри стакана должна быть выполнена исключительно точно, иначе все придется переделывать.