Замена масла в обслуживаемой и необслуживаемой коробке ВАЗ 2109
Странные шумы и неприятный гул, а также затрудненное переключение между передачами — наиболее распространённые проблемы такого надёжного и проверенного временем агрегатного узла автомобиля, как коробка переключения передач. Именно низкий уровень масла или его плохая выработка является первой причиной указанных симптомов.
Замена масла в коробке ВАЗ 2109 не требует каких-либо специфических навыков или дорогостоящих инструментов. Вполне можно обойтись собственными силами. Рассмотрим, как залить масло в коробку ВАЗ 2109 без щупа самостоятельно. После данной процедуры (в том случае, если она не поможет) следует ехать на СТО и искать причины неполадок в механизме коробки и даже в сцеплении.
Содержание
Вернуться к оглавлению
Выбор трансмиссионного масла для КПП ВАЗ 2109
Перед тем как поменять масло в коробке, надо определиться, какое именно масло для этого потребуется. Неправильный выбор чреват выходом из строя КПП вашего автомобиля и созданием аварийной ситуации. В инструкции по эксплуатации сказано, что для КПП вазовской «девятки» отлично подходят масла классов ТМ-3 и ТМ-4 по отечественной классификации, что соответствует классам GL-3 и GL-4 классификации зарубежной для автомобилей, оснащённых передним приводом.
Не следует гнаться за дешевизной и выбирать трансмиссионную смазку на минеральной основе, так как низкая цена — и есть её единственное преимущество.
При минусовых температурах оно меняет свои свойства, застывая и усложняя запуск двигателя. Имеет смысл отдать предпочтение жидкостям на синтетической или полусинтетической основе. Несмотря на цену выше, они имеют преимущества в виде специальных присадок, снижающих износ деталей КПП. У них гораздо ниже температура замерзания, что позволит быстрее заводить автомобиль даже в относительно сильный мороз. Отсюда же следует, что они быстрее прогреваются, обретая текучесть и начиная смазывать детали трансмиссии.
Вернуться к оглавлению
Приступая к работе
После того, как решили, какое масло лить, следует определиться с условиями проведения процедуры и с тем, какой инструмент для этого понадобится. Конечно, лучше осуществлять замену на подъёмнике или на яме в гараже, но, если нет ни того, ни другого — ничего страшного, машину можно просто приподнять на домкрате. Имейте в виду, что ВАЗ выпускал для «девятки» КПП двух типов: необслуживаемая и обслуживаемая.
Разница между ними в наличии или отсутствии специального щупа для проверки уровня масла в трансмиссии. В зависимости от того, какой тип КПП установлен на ваш автомобиль, понадобятся следующие инструменты:
- ветошь или тряпка для вытирания щупа, масляных потёков и рук;
- ёмкость для слива отработавшего масла (подойдёт ведро или таз);
- накидной ключ на 17;
- воронка;
- специальный шприц (для заливки масла в коробку необслуживаемого типа).
Непосредственно перед процедурой разогрейте коробку передач и её механизмы, совершив короткую поездку (примерно 10 минут). Это сделает смазку жидкой и позволить слить её в заранее приготовленную ёмкость в полном объёме.
Вернуться к оглавлению
Замена масла в КПП разных типов
Если вы используете специальный подъёмник, либо у вас в гараже имеется яма, добраться до КПП вообще не составит труда, а если вы поднимаете автомобиль на домкрате, чтобы добраться до коробки, придется под него залезть с головой. Снятие переднего колеса существенно упростит процесс.
Далее найдите на сапуне коробки передач резиновый колпачок. Снимите его, очистите, также прочистите отверстие сапуна, а затем установите колпачок на место. Затем в нижней части КПП найдите сливную пробку, которая представляет собой болт. Ключом на 17 выверните его и дайте старой смазке вытечь полностью в подставленную под отверстие емкость. Процесс вытекания займет где-то 15 минут. После того как масло слилось, закрутите пробку сливного отверстия.
Теперь самое время заглянуть под капот и найти там щуп для проверки уровня смазки. Выкрутите щуп и отложите его в сторону. Именно в отверстие указателя уровня и следует заливать новую смазку. Сколько масла лить, зависит от того, сколько передач имеет КПП вашего ВАЗ 2109.
Для разных коробок | Количество масла |
Для 4-ступенчатой КПП | 3 литра |
Для 5-ступенчатой КПП | 3,3 литра |
С помощью воронки (для удобства доступа можно её удлинить шлангом) заливайте новое масло для КПП. Предварительно очистив щуп ветошью, установите его на место, после чего указатель нужно снова извлечь и проверить уровень смазки. Отметка «min» на указателе уровня соответствует минимально допустимому количеству масла, соответственно, отметка «max» — максимальному. Если необходимо, долейте масло в КПП.
Для необслуживаемого типа коробок процесс осложняется тем, что горловина для заливки масла находится чуть выше и правее сливного отверстия и не имеет щупа, а смазку заливать в коробку следует только специализированным шприцем, имеющим на конце изогнутый маслопровод. Для этого нужно просто выкрутить пробку и влить новую смазку, используя шприц. Когда уровень масла дойдёт до верхней кромки заливного отверстия, закрутите пробку обратно.
Кроме того, масло в коробку передач ВАЗ 2109 можно залить через отверстие привода спидометра. Это альтернативный способ в случае, если нет возможности залезть под машину. К тому же, легко определить нужное количество жидкости в коробке передач, так как сверху виден её уровень.
Производителем рекомендуется менять масло в коробке передач ВАЗ 2109 каждые 75 000–80 000 километров пробега. Удачи на дорогах!