Демонтаж и проверка автогенератора ВАЗ 2109
Без аккумуляторной батареи машина далеко не уедет, поскольку электрические приборы в ней работать просто не будут. Функцию зарядного устройства в девятке выполняет генератор ВАЗ 2109, который имеет маркировку 37.3701. Включение нормально работающего механизма должно произойти в момент начала движения автомобиля, но в определенных условиях небольшая задержка допустима.
При нормальной эксплуатации снимать и ремонтировать заводской генератор вряд ли придется. Но состояние отечественных дорог и погодные условия вынуждают время от времени производить такую операцию. Для проведения ремонта понадобятся схема подключения генератора ВАЗ 2109, набор инструментов и опыт в таких работах. Но в некоторых случаях лучше обращаться в ремонтную мастерскую, где специалисты демонтируют устройство машины и при необходимости заменят регулятор напряжения ВАЗ 2109, щетки генератора, крепление и прочие детали, вышедшие из строя.
Содержание
Вернуться к оглавлению
Как демонтировать зарядное устройство
Генератор к девятой модели «Жигулей» рассчитан на переменный ток и является трехфазным со встроенным в него выпрямителем. Устройство электронное, вращающееся по часовой стрелке. Если знать, как проверить генерирующее ток устройство, можно сэкономить на оплате услуг автосервиса. Продиагностировать зарядное устройство можно при помощи простейших электроизмерительных приборов (амперметра, вольтметра). А сломанный подшипник генератора ВАЗ 2109, можно определить по звуку, который он издает, или методом осмотра.
С целью замены или ремонта поврежденных частей генерирующее электрический ток устройство необходимо демонтировать.
Для этого машину загоняют на эстакаду или яму. Демонтаж производится согласно следующему алгоритму:
- машину обесточивают путем отсоединения клемм аккумулятора;
- далее снимают резиновый колпачок, который защищает отрицательный вывод механизма от влаги и частиц грязи;
- затем отворачивают крепежную гайку и снимают со шпильки проводники;
- после отсоединяют от разъема генератора колодку с имеющимися на ней проводами;
- теперь нужно ослабить затяжку крепления генератора к планке, которая регулирует его положение относительно вертикальной оси;
- необходимо поднять демонтируемое устройство в самую верхнюю точку и снять со шкива ремень генератора;
- на предпоследнем этапе демонтажа детали раскручивается болт, при помощи которого регулировочная планка крепится к цилиндрам;
- теперь со стороны днища машины откручиваются два болта, с помощью которых нижний кронштейн крепится к блоку цилиндров;
- затем механизм можно извлечь из-под капота.
Число действий, необходимых для снятия генератора невелико, и демонтаж вполне можно выполнить своими руками. По окончании ремонтных работ, следует проверить, в каком состоянии находится ремень и натянуть его на шкив генератора. Размер шкива должен точно соответствовать ремню.
Вернуться к оглавлению
Тестирование автогенератора на ВАЗ 2109
Неполадки в работе генератора приводят к тому, что автомобиль теряет мощность. Поэтому нужно внимательно следить за работоспособностью машины, своевременно проверять рабочее стояние узлов. Вентили генератора воспрещается тестировать прибором, дающим на выходе напряжение свыше 12 В, иначе они могут быть пробиты. Если такое тестирование вдруг окажется необходимым, следует полностью обесточить генератор. У нормально работающего механизма щетки на генератор на ВАЗ 2109 должны быть хорошо притерты к контактам коллектора (контактным кольцам), зазор между ними должен быть минимальным.
Также можно проверить, исправно ли работает регулятор ВАЗ. Если на работающей машине при включенных фарах ближнего света напряжение в сети автомобиля выходит за пределы 13,5-14,2 В, то необходима замена регулятора напряжения. Современный трехуровневый регулятор напряжения идет в комплекте вместе со щетками. Он представляет собой компактную и удобную конструкцию.
Регулятор напряжения генератора и подшипники ремонту не подлежат, детали идут под замену целиком.
Вернуться к оглавлению
Проверка автогенератора мультиметром
Неисправности подшипников в зарядном устройстве выявить мультиметром вряд ли удастся. А вот для обнаружения неисправностей в реле генератора или неполадок в проводке он вполне подойдет. Последовательность действий при проверке состояния узлов мультиметром на ВАЗ 21093 инжектор или карбюратор такова:
- Для начала проверяется генераторное реле.
- Затем диагностируют диодный мост генератора ВАЗ в звуковом режиме мультиметра. Прибор начинает пищать только при проверке одного из направлений моста. Если писк появляется в обоих направлениях — мост пробит.
- Чтобы проверить статор, измерительный прибор переключается в режим определения сопротивления. Если сопротивление между выводами обмотки и корпусом статора будет меньше 50 кОм — зарядное устройство в скором времени выйдет из строя.
- Далее проверяется состояние обмотки ротора автогенератора. Сопротивление между контактными кольцами должно быть небольшим. В случае короткого замыкания или обрыва ротор придется менять.
- В конце тестируется провод возбуждения генератора.
Имея среди инструментов обычный мультиметр, можно произвести диагностику автогенератора. Для этого необязательно обращаться в автосервис.
Вернуться к оглавлению