Результаты краш-теста Лады Весты и методика его проведения

В современном производстве автомобилей не обойтись без компьютерного моделирования, но пока технологии не могут гарантированно просчитать возможные недостатки, связанные с безопасностью. Определить слабые места можно только в реальных условиях искусственно созданной аварийной ситуации. По этой причине автопроизводители разбивают сотни своих автомобилей каждый год для выявления недостатков и доказательства безопасности. Испытания, или краш-тесты, проводятся как самими изготовителями, так и независимыми организациями.

Столкновение во время теста


Вернуться к оглавлению

Назначение и особенности

Краш-тест – это испытание автомобиля искусственным аварийным столкновением с препятствием. Процедура предоставляет собой создание искусственного ДТП для более точного выявления возможных повреждений, а также степени безопасности находящихся в транспортном средстве людей. Начиная с 1965 года, в краш-тестах стали использовать специальные манекены. До этого для этих целей применяли животных, настоящие человеческие трупы.

Для измерения уровня повреждений от столкновения с препятствием используются десятки различных датчиков. Подобные тестирования проводятся в большинстве случаев перед запуском автомобиля в серийное производство. Для определения уровня повреждений используются фронтальные, боковые и столкновения сзади.

Результатом краш-теста становится оценка потенциальных повреждений головы и тела водителя, пассажиров. В ходе испытаний выявляются надёжность, прочность, безопасность кузовных и навесных деталей.


Вернуться к оглавлению

Основные методики краш-тестов

В современном виде аварийные испытания проводятся в основном по двум объективным системам. Это европейский сценарий Euro NCAP и американский тест NHTSA. Euro NCAP состоит из четырех основных этапов:

  1. Автомобиль сталкивается с препятствием фронтально на скорости 64 км/ч.
  2. Следует удар сбоку – в транспортное средство въезжает тележка весом 950 кг.
  3. Автомобиль сталкивается с металлическим столбом диаметром 254 мм на скорости 29 км/ч.
  4. Проверяется безопасность транспортного средства для пешеходов, для этого автомобиль сталкивается с манекеном на скорости 40 км/ч.

Дополнительно может изучаться детская безопасность. Для этого тестируется детское удерживающее устройство конкретной модели автомобиля. По результатам краш-теста ставится оценка по 16-бальной системе – сумма складывается из всех проведенных этапов.

Американская методика проведения краш-теста несколько отличается от европейской. По этому сценарию ударяется автомобиль не о препятствие, а о специальную прочную конструкцию, не подвергающуюся деформации, на скорости 56 км/ч. Боковой удар тестируется на скорости 61 км/ч, при этом масса тележки составляет 1350 кг. Испытания на боковое столкновение проводится на обе стороны транспортного средства.

В США дополнительно практикуется серия испытаний института безопасности для компаний, занимающихся страховой деятельностью IIHS. В целом этот тест повторяет этапы Euro NCAP, но при лобовом столкновении с препятствием участвует только манекен водителя, а испытание на удар сбоку осуществляется тележкой весом в 1,5 тонны.


Вернуться к оглавлению

Система оценок

После подведения итогов краш-теста экспертами ставятся оценки на основе набранных баллов, всего их четыре:

  • плохо;
  • слабо;
  • удовлетворительно;
  • хорошо.

При этом могут выставляться баллы от 1 до 5 или звёзды. В этом плане все просто – чем больше звёзд набрано, тем выше безопасность. Оценка «хорошо» свидетельствует о высоком уровне безопасности автомобиля – в случае аварийной ситуации водитель и пассажиры получают минимальные повреждения или не получают серьезных травм вовсе. Оценка «плохо» говорит о низком уровне безопасности. При ДТП риск критических травм водителя и пассажиров крайне высок, вплоть до летального исхода.

Чтобы автомобиль был признан безопасным для эксплуатации по дорогам общего пользования, он должен получить по итогам краш-теста оценку «хорошо» или три звезды, если речь идёт о европейском сценарии испытаний.


Вернуться к оглавлению

Краш-тест лобового столкновения

Фронтальное или лобовое столкновение является основным типом испытаний. В реальной ситуации это самый травмоопасный удар. При лобовом столкновении опасность представляется не только получением травм водителем и пассажирами, но и попаданием в салон посторонних предметов извне. Поэтому фронтальный удар должен быть для автомобиля как можно менее серьезным в плане деформации и повреждений.

В большинстве случаев по системе Евросоюза автомобиль разгоняется до 65 км/ч и врезается в стену. В этом случае имитируется лобовое столкновение транспортного средства с встречным автомобилем. По статистике большинство современных автомобилей проходят это испытание хорошо. Лишь 20% машин негативно оцениваются по этому критерию.

Если автопроизводитель получает хорошую оценку фронтального удара, он может самостоятельно проводить подобные краш-тесты со своими автомобилями. Время от времени независимые организации имеют право на проведение внеплановых испытаний.


Вернуться к оглавлению

Тест бокового столкновения

Второй по важности краш-тест – это удар сбоку. Для этого во всех системах испытаний используется специальная тележка разной массы, которая ударяется о боковую часть транспортного средства. Удар должен приходиться на боковые двери водителя и пассажира сзади. Скорость разгона составляет 50 км/ч, при этом имитируется столкновение с грузовиком небольшой массы.

Для теста используется манекен водителя и подростка, который находится непосредственно за водительским сиденьем. С недавних пор используется манекен женщины по объективным причинам. Дело в том, что женщина-водитель чаще всего сидит ближе к рулю, во время аварии голова ударяется о центр бокового окна. Такое положение опасно – риск получения критической травмы головы очень высок.


Вернуться к оглавлению

Удар в заднюю часть

Испытание задней части транспортного средства не менее важно, чем фронтальное. В таких тестах внимание уделяется подголовникам, контролю их высоты для людей разного роста. При краш-тесте кормы кресло водителя устанавливается на специальные рельсы для возможности передвижения по ним, в него усаживается манекен из гибких материалов и пристёгивается ремнем безопасности.

На скорости 35 км/ч имитируется удар в заднюю часть. При этом определяется скорость срабатывания механизма ремней безопасности и быстрота выстреливания подушек, также поверяется работа антиблокировочной системы тормозов. Современные автомобили все чаще оснащаются особыми средствами обеспечения безопасности, которые применяют экстренное торможение, уворачивание от препятствия, контроль разметки на дороге, соблюдение прямолинейного движения. Подобные системы на автомобиле отечественного производства не встретишь, но технические возможности не стоят на месте и, возможно, в скором будущем эти системы будут спасать жизни людей и на российских машинах.


Вернуться к оглавлению

Краш-тест на безопасность пешехода

Недавно стал использоваться ещё один этап испытаний, предполагающий проверку степени безопасности пешеходов при столкновении с автомобилем. Главная задача теста – убедиться, что при ДТП с участием пешехода уровень травмоопасности для последнего оказался наименьшим. Не забывая о таком краш-тесте, многие мировые автопроизводители учитывают это при разработке или модернизации кузова.

Для этого этапа используется специальная методика – пешеход при ударе не должен получить критические или летальные повреждения. Согласно данным статистики, в большинстве случаев пешеход при ДТП получает серьезные травмы из-за удара о капот и лобовое стекло. Чтобы сделать риск повреждений минимальным, некоторые автопроизводители оснащают переднюю часть автомобиля специальными гидропатронами. Эти устройства при столкновении с пешеходом поднимают незначительно капот – удар смягчается, а вероятность биения головой о кузов или лобовое стекло минимизируется. Постоянно дорабатываются зоны деформации кузовных деталей при наезде на человека. Все эти этапы обязательно учитываются перед выставлением окончательной оценки. Если изготовитель автомобиля рассчитывает на получение максимальных баллов, то при производстве транспортного средства нужно учесть все перечисленные особенности.

Игнорирование пунктов обеспечения безопасности неминуемо приводит к снижению баллов при проведении независимых краш-тестов. Они гораздо строже, чем тесты, проводимые автопроизводителем, при проведении которых допускаются поблажки, заведомое завышение оценок итоговых испытаний.


Вернуться к оглавлению

Активная и пассивная безопасность

Во время краш-теста проверке подвергается пассивная и активная безопасность транспортного средства.


Вернуться к оглавлению

Активные средства безопасности

Активная безопасность представляет собой конструктивные и эксплуатационные характеристики автомобиля, которые используются для предотвращения рисков возникновения аварий на дороге. К числу этих свойств относятся:

  1. Антиблокировочная система не допускает скольжения заблокированных колес и срыва транспортного средства в занос. Благодаря этой системе тормозной путь существенно короче, в ситуации экстренного торможения водитель не теряет контроль управления, исключаются резкие повороты рулём, паническое состояние наступает реже. Системой АБС оборудован любой современный автомобиль в базовых комплектациях. Система может дополняться антипробуксовкой, курсовой устойчивостью и помощью при аварийном торможении.
  2. Антипробуксовочная система. Предотвращает утрату сцепления колес с дорожным полотном, не допуская пробуксовки колес ведущей оси в условиях мокрого дорожного покрытия во время дождя или снега.
  3. Система курсовой устойчивости. Система помогает стабилизировать курс при возникновении опасных ситуаций, связанных с потерей контроля над рулевым управлением. Электронный контроль устойчивости является на сегодня одним из самых эффективных способов активной безопасности.
  4. Распределение тормозных усилий. Вспомогательная система, дополняющая АБС. Отличительная особенность в возможности постоянного контроля над управлением тормозной системой. Сцепление колес с дорожным покрытием неравномерное, а тормозное усилие, которое передается на механизмы всегда одинаковое. Система помогает контролировать устойчивость во время торможения, оценивая степень сцепления с дорогой каждого колеса и распределяя тормозное усилие на колёса для равномерного торможения на каждом. Вероятность заноса и потери траектории движения резко снижается, торможение на повороте становится не таким опасным, особенно во время гололёда.

Кроме описанных активных систем безопасности существует немало дополнительных:

  • помощники парковки (это различные парктроники, камеры заднего вида с разметкой и ультразвуковые датчики, предупреждающие об опасной близости с препятствием на пути посредством звукового сигнала);
  • круиз-контроль (помогает поддерживать определенную скорость автомобиля, уменьшая или увеличивая ее при снижении или повышении);
  • помощники на подъёмах и спусках.

Ну и самый известный и давний помощник – это ручной тормоз, который удерживает автомобиль, фиксируя задние колёса прочной блокировкой тормозной системой. Помогает парковаться на стоянках, в том числе и под уклоном.


Вернуться к оглавлению

Пассивная безопасность

Помимо активной, автомобиль обладает и пассивной безопасностью. Это определенные свойства технического оснащения и конструкции автомобиля, созданные для уменьшения последствий ДТП. К этим элементам относятся:

  • подушки безопасности;
  • ремни безопасности;
  • подголовники (при столкновении предотвращают риск получения перелома шейных позвонков);
  • передние и задние элементы кузова, поглощающие энергию удара (бамперы);
  • мягкая передняя панель, сминающаяся без ущерба для водителя и пассажиров;
  • рулевая колонка с возможностью складывания;
  • педальный узел, если он травмобезопасный, при ударе отделяется от креплений, не повреждая ноги;
  • стекла, рассыпающиеся на мелкие осколки с неострыми краями;
  • смещение двигателя и прочих крупных узлов при столкновении вниз под днище – так исключается их попадание в салон.

Средства безопасности

Пассивная безопасность служит для снижения риска летального исхода или серьезных физических травм при аварийной ситуации. К пассивной безопасности можно отнести ещё и размер каркаса кузова. При столкновении детали не должны сильно деформироваться. Поэтому структура и целостность кузова тщательно тестируются на заводе, только после этого запускается массовое производство. Лада Веста разрабатывалась с учётом необходимых требований пассивной и активной безопасности.


Вернуться к оглавлению

Оценки Лады Веста на заводе и в независимых организациях

«АвтоВАЗ» является разработчиком автомобилей и обязан проводить испытания на безопасность Лады Весты. Она тестировалась по европейской системе Euro NCAP и набрала 4 звезды из пяти возможных. Для бюджетного автомобиля класса В со стандартной подвеской – это очень хороший результат. На неплохие показатели повлияло богатое оснащение стандартной комплектации – на Весте уже в базе устанавливаются передние подушки безопасности, антиблокировочная система и контроль курсовой устойчивости.

После того как представители «АвтоВАЗа» обнародовали высокие оценки испытаний Лады Весты на безопасность, большая часть автомобилистов захотела ознакомиться с видеозаписью краш-теста. Вопреки ожиданиям, завод не предоставил никаких результатов, подтверждающих 4 звезды теста.

Независимый краш-тест

После непонятной ситуации с испытаниями «АвтоВАЗа»№ популярное издание «Авторевю» провело собственный краш-тест Лады Весты при участии и поддержке Центра испытаний автомобилей НАМИ. Тестирование проводилось по сценарию системы ARCAP, которая по своим методикам несколько отличается от европейской Euro NCAP. Согласно регламенту, краш-тест Lada Vesta проводился на лобовое столкновение с встречным транспортным средством на скорости 55 км/ч. В испытуемом образце находились манекены, оснащенные высокочувствительными датчиками, измеряющими силу удара и просчитывающими степень травмоопасности. По результатам теста надежность Лады Весты успешно подтверждена фронтальным столкновением – она получила максимальные 4 звезды.

Лада Веста стала первым в истории автомобилем российского производства, прошедшим с успехом краш-тест по безопасности. Радует и тот факт, что это ещё и один из самых доступных авто в своем классе. В недалёком будущем, возможно, появится российская разработка уже не бюджетного, а бизнес-класса. Это будет уже абсолютно другое оснащение и комфорт.

 

Считаете ли вы удачными последние модели Автоваза Lada Vesta и Lada X-Ray?

Загрузка ... Загрузка ...

Adblock
detector