Блок предохранителей авто ВАЗ 2109: ремонт и обслуживание

Чем дальше, тем больше люди убеждаются в простой истине: чем «продвинутей» цивилизация, тем беспомощней без неё мы. Отсюда — чем совершеннее наши любимые игрушки, тем сами мы бесполезнее. Автомобили, при всей видимости того, что мы ими управляем, исключения не составляют. Посудите сами, в наших старых авто, если вдруг среди поля что-то поломалось — открыл капот, испачкался, но поехал дальше. А в современных престижных иномарках — открыл, за ухом почесал и полез за телефоном…

Блок предохранителей на девятке

Может, именно поэтому люди так любят все своё, желательно не очень старое и в хорошем состоянии, но понятное и доступное. Например, легенду дорог ВАЗ 2109. Да, каждый скажет: проблемы были и есть. Но ведь решаемые! Хотя бы с электрооборудованием.


Вернуться к оглавлению

Где искать источник проблемы

Не станет открытием и то, что если с электрикой что-то не так — причина процентов на 80 где-то между источником и прибором. В этом случае не лишним будет вспомнить о содержимом подкапотного пространства, схема которого у каждого автолюбителя должна быть перед глазами. Блок предохранителей ВАЗ 2109 вы найдёте справа от себя, когда откроете капот — как раз перед местом водителя. Именно через этот «чёрный ящик» панель приборов автомобиля соединяется проводами с моторным отсеком. В этой же монтажной коробке находятся и многие вспомогательные реле.

Неудобно, правда, временами заливает. Монтажный блок с электричеством под самым лобовым стеклом — премия инженерам за такое расположение. Контакты окисляются, предохранители горят да и менять их под проливным дождём — приятного мало. То ли дело, скажем, 2110-я модель, в которой блок с предохранителями находится внутри салона слева — внизу от водителя.

На самом деле это важно. Схема электрообеспечения оборудования в автомобиле выполнена в однопроводном варианте, когда «минус» источников и потребителей выводится на кузов и агрегаты авто — «массу», выполняющих роль второго провода. Если двигатель не работает, потребители запитываются от аккумулятора, а при его работе — через выпрямитель и регулятор напряжения — от генератора переменного тока.

Движется автомобиль или стоит, его бортовая электрическая сеть всё время под напряжением постоянного тока номиналом 12 В, что подчёркивает важность предохранителей.


Вернуться к оглавлению

Виды предохранителей

Сами предохранители делятся на два принципиально разных вида: многоразовые и одноразовые. Т. е. первые после прерывания электрической цепи замене не подлежат, а вот вторые просто нужно поменять. Например, двигатели очистителей фар, заднего и ветрового стёкол «девятки» защищены предохранителями многоразового применения с биметаллическими пластинами, размыкающими цепь при нагревании.

Через реле подключаются электробензонасос, фары, стартер и другие мощные потребители, что позволяет регулировать подаваемое на них напряжение. При этом аккумуляторную цепь, цепи зажигания (если у вас карбюратор) и пуска двигателя разработчики решили оставить без защиты. Все остальные электрические цепи автомобиля защищены предохранителями с плавкими вставками, которые плавятся и разрушаются от критического нагревания при скачке напряжения или коротком замыкании и тем самым прерывают электрическую цепь.

ВАЗ 2109 условно делят на автомобили до и после 1998 года выпуска. Блоки предохранителей старых авто, т. е. «до», имели маркировку 17.3722. Автомобили с маркировкой 2114-3722010-60 — это уже «после». При этом инжектор на вашем авто или карбюратор (хотя многим больше по душе карбюратор), разницы не имеет, если мы говорим о монтажных блоках — они будут отличаться только годом изготовления. Кстати, и расположение у этих предохранительных блоков абсолютно одинаковое — справа от вас под лобовым стеклом при открытом капоте.

Но отличия между блоками всё-таки есть.

  1. Разная маркировка предохранительных блоков, что сразу указывает на период выпуска.
  2. Разный номинал предохранителей.
  3. Отсутствие реле мотора вентилятора системы охлаждения и времени в омывателе заднего стекла.

Кроме того, сама схема блока предохранителей нового образца устроена несколько иначе. И, поскольку эксплуатируемые сейчас «девятки» в массе своей модернизированы, такой монтажный блок на сегодня более актуален.

В случае выхода из строя какого-то электрооборудования вашей машины первым делом стоит проверить функциональность предохранителя, отвечающего за его работу. Вполне возможно, что придётся поменять весь монтажный блок, а может только 1–2 предохранителя или вообще лишь контакты почистить.


Вернуться к оглавлению

Практические рекомендации по замене предохранителя

Для проведения работ по смене всего блока вам будут нужны:

  • продуманная схема;
  • торцевая головка на 10;
  • вороток;
  • удлинитель (не менее 10 см);
  • пинцет.

Схема ваших действий при замене предохранителя такова.

Последовательность Особенности
1 Нужно будет поднять капот и снять клемму «минус» на аккумуляторе. Таким образом вы обесточите весь автомобиль, что позволит вам работать дальше с предохранителями и электрооборудованием.
2 Отжать пластмассовые фиксаторы по бокам монтажного блока и снять пластиковую крышку. При выполнении работ сам блок будет находиться справа от вас — под лобовым стеклом со стороны водителя.
3 Сняв крышку монтажного блока, изучить её обратную сторону. На ней должна быть схема электрической цепи и указаны места расположения всех реле и предохранителей.
4 Визуально проверить исправность всех элементов. Найти элемент, который соединяет источник питания и неработающее оборудование в соответствии со схемой.
5 Удалить перегоревший предохранитель с помощью специальных щипцов. Удалить реле, если оно сгорело. Щипцы должны находиться в монтажном блоке. Если их нет — подойдет пинцет.
6 Заменить перегоревший предохранитель. Замена осуществляется на такой же или с меньшим значением номинального тока.

Случается, что у вас нет с собой запасного предохранителя соответствующего номинала, и поэтому вы не можете продолжать движение. Воспользуйтесь исправным предохранителем, взяв его из гнезда монтажной коробки и обесточив то оборудование, без которого вы пока сможете обойтись. Например, прикуриватель или аудиосистему.

Не рекомендуется заменять перегоревший предохранитель более мощным. Это увеличивает риск вывести из строя всю электрику автомобиля. Не допускается ставить перемычки из проволоки или фольги, поскольку это может привести к возгоранию автомобиля.

Считаете ли вы удачными последние модели Автоваза Lada Vesta и Lada X-Ray?

Загрузка ... Загрузка ...

Adblock
detector