Ступичные подшипники на ВАЗ 2109: назначение и замена

На переднеприводных автомобилях семейства ВАЗ ступичные подшипники – одно из самых слабых мест. Производитель заявляет о необходимости их замены после достижения пробега, равного 60-80 тысяч километров. Но, учитывая качество комплектующих, а также неудовлетворительные условия эксплуатации и дорожную обстановку, замена в большинстве случаев проводится гораздо раньше.

Устройство подшипника

ВАЗ 2109 уже давно снят с производства, но ступичный узел остался неизменным и по сей день устанавливается на другие модели – на все семейство Самара 2, 10-е семейство, Приору, Гранту. Видоизменяется лишь его форма, в остальном технология замены и типичные неисправности идентичны.


Вернуться к оглавлению

Назначение ступичных подшипников в подвеске

Подшипник ступичного узла – это важнейший элемент, от которого зависит не только способность автомобиля к передвижению, но и безопасность всех людей, находящихся в салоне. Он предназначен для обеспечения равномерного вращения колеса. Неисправность элемента может привести к полной потере контроля над управлением автомобилем. Конкретный срок эксплуатации подшипников ступицы неизвестен. Точно этого не говорит даже производитель, указывая на средние цифры. В зависимости от стиля вождения, качества дороги, условий эксплуатации, качества материала он может прослужить от нескольких месяцев, до нескольких лет.

В конструкции переднего ступичного узла предусматривается не только ступица со ШРУСом и колесом, но и поворотный кулак. Для обеспечения надёжного соединения между осью кулака и ступицей на ВАЗ 2109 устанавливается по два роликовых ступичных подшипника, имеющих конусную форму. На оси они фиксируются прижимной шайбой и гайкой. От силы затягивания последней зависит степень прижатия роликов. Благодаря этой особенности можно регулировать люфт путем затягивания или ослабления гайки ступицы. Защита узла не предусмотрена – при повреждении сальника в смазку попадают влага и грязь. В конечном итоге абразивное воздействие на подшипник приведёт к его разрушению.

В отличие от переднего ступичного узла, задняя ступица не испытывает таких серьёзных нагрузок. В этой конструкции нет поворотного кулака. Подшипник используется меньшего размера, роликовый или шариковый, но не конической формы, а радиальной – это не позволяет путем закручивания гайки регулировать люфт, поэтому при возникновении признаков износа деталь меняется.


Вернуться к оглавлению

Типичные неисправности ступичных подшипников

Изготавливается эта запчасть из высококачественного материала, так как в процессе эксплуатации автомобиля она испытывает значительные нагрузки. Рано или поздно износостойкая деталь приходит в негодность. При малейших признаках неисправности она подлежит скорейшей замене, иначе можно спровоцировать ДТП.

Качественный подшипник служит долго, быстро его износить можно, только если делать это целенаправленно. Но и в этом случае первыми возникнут неполадки подвески. Причин поломок не так много:

  1. Большой срок эксплуатации. Естественный износ деталей никто не отменял, особенно если пробег уже большой. Если ступичный подшипник на ВАЗ 2109 не менялся на протяжении 100 тысяч километров или больше, то, вероятнее всего, срок его службы подходит к концу. Характерный звук хруста от колеса сообщит о необходимости замены.
  2. Разгерметизация. Внутри подшипника ступицы ВАЗ 2109 имеется смазка, которая закрывается от внешнего воздействия защитной накладкой из резины или пластмассы. При нарушении герметичности внутрь начинают попадать пыль, вода и грязь. Смазка вымывается, детали изнашиваются намного быстрее. При таком раскладе уже через несколько тысяч километров узел характерным гулом сообщит о сильном износе.
  3. Стиль вождения. На быстрый износ узла влияет и стиль езды. Постоянное пренебрежение ямами на дороге и проезд через них на высокой скорости приведут к выходу из строя детали. Неисправности начнут появляться и среди других элементов подвески.
  4. Ошибки при установке. Если во время ремонтных работ деталь была запрессована криво, она будет подвержена быстрому износу. Уже через несколько тысяч километров придется заниматься ремонтом снова.
  5. Чрезмерная затяжка. При установке гайка затягивается слишком сильно, в результате подшипник начинает нагреваться, износ увеличивается. Поэтому следует учитывать рекомендуемую силу затягивания и пользоваться для этих целей динамометрическим ключом.

Это все основные причины возникновения поломок, из них треть – человеческий фактор. Без должного умения лучше не заниматься самостоятельным ремонтом и обратиться в специализированный сервисный центр. Неисправность детали легко спутать с износом других элементов, но существует несколько типичных признаков:

  1. Хруст. При сильном износе подшипника во время движения из области ступицы начинает доноситься хрустящий звук. Это значит, что ролики находятся не в обойме, а перекатываются хаотично. Этот симптом невозможно спутать с другим. Услышав его хотя бы раз в салоне, можно безошибочно определить неисправность.
  2. Вибрация. При поломке запчасти вибрация при движении передается на рулевое колесо и ощущается по всему кузову. Это говорит о том, что ролики разбили обойму. В такой ситуации высока вероятность заклинивания колеса, а это уже чревато аварийной ситуацией. Необходимо срочно принять меры по замене детали.

Косвенно на проблему со ступичным узлом может указать уход машины в сторону при движении. Это происходит потому, что подшипник подклинивает, и, как следствие, одно колесо начинает вращаться медленнее, чем другое. Подобное ощущение возникает при неправильном развал-схождении колес.

Подшипник ступицы отвечает за нормальное вращение колес, потому разгоняться и ездить длительное время с неисправным элементом нельзя по причине опасности. Если деталь заклинит, это приведет к резкой остановке одного из колёс. На высокой скорости это гарантированно означает вылет на обочину, а в худшем случае – на встречную полосу под какой-нибудь автомобиль. До сервиса или места ремонта тоже лучше ехать аккуратно и не более 40 км/ч. Диагностику можно провести в домашних условиях, чтобы удостовериться в причине хруста, вибраций. Алгоритм действий следующий:

  1. Автомобиль установить на ровной площадке.
  2. Упереться в верхнюю часть одного из колёс и попытаться как можно сильнее раскачать одну из осей, взявшись за колесо. Если при этом доносятся щелчки, и чувствуется люфт, ступичный подшипник нужно менять.
  3. Можно вывесить проверяемое колесо, подняв автомобиль домкратом. Если при вращении слышен хруст, деталь подлежит замене.

Если есть возможность полностью вывесить все колеса, попробуйте ещё один действенный метод. Автомобиль вывешивается, затем запускается двигатель, включается первая передача, мотор разгоняется, после этого можно заглушить его. Если колесо при вращении издает посторонние звуки и вибрирует, это говорит о неисправном подшипнике ступичного узла.


Вернуться к оглавлению

Замена детали на передней ступице

Правильно поменять запчасть без использования специальных инструментов в условиях обычного гаража – сложная процедура. Понадобится не только хорошее знание устройства ходовой части, но и несколько съёмников. При замене важно соблюдать некоторые правила:

  • для запрессовки обязательно используется ровная обойма;
  • запрессовку нельзя проводить острыми инструментами, которыми можно повредить защитную накладку, предотвращающую попадание грязи в смазку.

При установке нельзя допускать перекосов – неправильно посаженный подшипник быстро придет в негодность. Чтобы поменять эту деталь, понадобятся следующие инструменты:

  • отвёртки;
  • гаечные и накидные ключи;
  • набор шестигранных ключей;
  • молоток;
  • зубило;
  • торцевая головка на 30 мм с длинным усилителем-воротком;
  • оправки для выпрессовывания из посадочного места;
  • динамометрический ключ.

Каталожный номер ступичного подшипника – 2108-3103020-01 или 2108-3103020-02. Номер заднего элемента – 2108-3104020. Их примерная стоимость – от 300 до 500 рублей за одну штуку.

Замена на передней ступице несколько сложнее, потому сначала стоит рассмотреть этот вариант. В первую очередь предстоит заняться демонтажными работами:

  1. Снимается декоративный колпак с колеса (если есть), и ослабляются болты крепления колеса.
  2. Снимите защитный колпачок, закрывающий гайку ступицы, и расконтрируйте её.
  3. Воспользовавшись головкой на 30 мм и усилителем, необходимо ослабить гайку.
  4. Затем вывесить с помощью домкрата нужную сторону и, открутив болты, снять колесо.
  5. Далее предстоит демонтировать тормозной диск, крепление, с помощью которого крепится поворотный кулак, шаровую опору, крепления передней амортизационной стойки.
  6. Гайку ступицы выкрутите полностью и снимите вместе с прижимной шайбой. Теперь можно вывести ступицу из крепления амортизационной стойки.
  7. На этом процесс демонтажа завершен – ступица полностью снята с автомобиля, можно приступать к выпрессовке вышедшей из строя детали и установке новой. Для удобства лучше зажать узел в тисы.

С помощью оправки или трубы подходящего диаметра нужно выпрессовать элемент из посадочного места. Если наружная часть подшипника остаётся в посадочном гнезде, не обойтись без специального съёмника – рекомендуется обзавестись этим инструментом заранее. С помощью той же выколотки подшипник выбивается из поворотного кулака, но сначала необходимо снять стопорные кольца. Для этого тоже есть специальные съёмники, но можно обойтись и подручными средствами, например, двумя небольшими отвёртками. После того как подшипник или то, что от него осталось, будет извлечен, все снятые детали рекомендуется протереть керосином. Тщательно осмотрите всю ступицу на предмет наличия трещин, повреждений и сколов – при их обнаружении потребуется замена всего узла.

Новая запчасть устанавливается в посадочное гнездо с помощью пресса или подходящих тисов, давление при этом оказывается на наружные кольца. Использовать для этих целей молотки и другие подобные инструменты строго запрещено – можно повредить детали. После запрессовки запчасти на место можно считать ремонтные работы завершёнными. Остаётся собрать все узлы и детали в порядке, обратном демонтажу. Все гайки креплений затягиваются до упора только после того, как автомобиль будет стоять на ровной площадке. На первый взгляд процедура может показаться сложной, но при наличии навыков и нужного инструмента процесс занимает не более двух часов.


Вернуться к оглавлению

Замена заднего ступичного подшипника

Как и в случае с передней подвеской, сначала нужно ослабить колесные болты и гайку ступицы. Нужная сторона поднимается домкратом. Для повышения безопасности рекомендуется включить первую передачу и поставить под колёса спереди противооткатные упоры. Теперь можно выкрутить все болты и снять колесо. Дальнейший процесс выглядит следующим образом:

  1. Выкрутить две направляющие шпильки на барабане.
  2. Используя ключ на 13 мм, снять барабан.
  3. Гайка ступицы полностью выкручивается, желательно заменить ее новой при сборке.
  4. Воспользовавшись специальным съёмником, снять ступицу с оси.
  5. На ступице расположены стопорные кольца, удерживающие подшипник, – их следует снять при помощи съёмных щипцов или двух небольших отвёрток.

Чтобы снять вышедший из строя подшипник, понадобится оправка подходящего диаметра, которая ставится на него, и ударами молотка изделие выбивается из посадочного места. Если нет оправки, можно использовать торцевую головку на 30 мм. Лучше обзавестись для этих целей специальным съёмником.

После снятия детали на её место устанавливается новая. С помощью съёмника она запрессовывается в ступицу. Затягивать ось съёмника нужно до тех пор, пока ступичный не окажется на своем месте. Теперь можно установить стопорное кольцо и монтировать ступицу на ось, зафиксировав ее прижимной шайбой и гайкой. Дальнейшие действия по монтажу всех снятых деталей проводятся в обратном порядке, на завершающем этапе следует затянуть все гайки, но делать это нужно, когда автомобиль будет стоять на всех колесах.

Замена ступичных подшипников на автомобилях ВАЗ, в том числе и на 2109, мало чем отличается. Процедура может осуществляться своими руками в гаражных условиях, но необходимо иметь набор специальных инструментов и навыки по ремонту машин. В противном случае лучше сэкономить время и нервы, заплатив профессиональным автослесарям. После процедуры обязательно потребуется провести развал-схождение колес, а сделать это в условиях гаража без специального стенда проблематично. Самостоятельная замена нередко заканчивается повреждением подшипника. Кого-то отпугнёт необходимость проведения сход-развала (это ещё около 1000 рублей), но эта процедура не бывает лишней – рекомендуется проводить ее хотя бы раз в год.

Считаете ли вы удачными последние модели Автоваза Lada Vesta и Lada X-Ray?

Загрузка ... Загрузка ...