Устройство и диагностика коммутатора ВАЗ 2109

Бесконтактная система зажигания ВАЗ 2109 включает в себя коммутатор, а также свечи, распределитель (трамблер), катушку и замок зажигания. Система предназначена для подачи искры, воспламеняющей топливовоздушную смесь, в камеру сгорания. Очень важно подать искру точно в нужный момент фазы сжатия смеси.

Устройство на авто


Вернуться к оглавлению

Устройство и неисправности коммутатора

Коммутатор ВАЗ 2109 — это один из ключевых элементов системы зажигания автомобиля. Устройство предназначено для коммутирования импульсов тока необходимой амплитуды и продолжительности в первичной обмотке катушки зажигания в зависимости от управляющих импульсов датчика Холла. Оно также стабилизирует ток от 6 до 18 В, защищает полупроводники от перегрузок и обеспечивает отключение системы зажигания при остановке двигателя.

Корпус предусматривает соединение с массой через радиатор. При работе устройства через его радиатор выделяется значительное количество тепла. При эксплуатации следует регулярно очищать радиатор от всевозможных загрязнений для сохранения теплоотдачи.

Признаки неисправности коммутатора могут проявляться следующим образом:

  • когда происходит включение стартера, двигатель не заводится, искра на свечах отсутствует;
  • мотор заводится, но вскоре глохнет на холостом ходу;
  • мотор работает неустойчиво, искра временами пропадает.

Неисправность коммутатора ВАЗ не единственная возможная причина появления таких симптомов. Такие признаки можно наблюдать, когда вышел из строя трамблер или произошла потеря контакта.

Чтобы грамотно произвести ремонт, необходима тщательная диагностика.


Вернуться к оглавлению

Диагностика исправности устройства

Глубокую диагностику устройства рекомендуется проводить на специализированном сервисе. Профессиональный стенд позволит оценить состояние узла в различных режимах работы двигателя в диапазоне от 0 до 8000 об/мин. Производитель категорически не рекомендует проводить диагностику кустарными методами. Это опасно не только для электросистемы автомобиля, но и для того, кто пытается провести такую диагностику.

Если приборная доска машины оснащена вольтметром, а владелец авто знает, как проверить коммутатор ВАЗ, то для него доступен простой способ предварительной оценки работоспособности устройства. Одна из функций коммутатора — выключение питания катушки зажигания при неработающем двигателе, но включенном зажигании. При таком отключении напряжение в бортовой сети заметно повышается. Это означает, что для проверки работоспособности устройства следует вставить ключ в замок, повернуть его в положение зажигания, но не запускать стартер. В это время необходимо внимательно следить за показаниями на вольтметре.

В первые секунды стрелочка замрет примерно на середине шкалы, а через 8-10 секунд она заметно дернется вправо. Раз устройство сработало, катушка отключилась, напряжение повысилось, а вольтметр отреагировал, то все в порядке. Если коммутатор выходит из строя, то обычно целиком. Маловероятно, что второстепенная функция сохранила работоспособность, а базовая отказала. Так что с большой вероятностью устройство можно считать исправным.


Вернуться к оглавлению

Альтернативные способы диагностики

Когда на приборной доске нет вольтметра, из положения можно выйти, сделав все своими руками. Для этого понадобятся лампочка на 12 В и два метровых провода с зачищенными концами. Схема выполнения работ по диагностике такова:

  • отключите аккумулятор, обесточьте электросистему;
  • ключом на 8 выкрутите гайку и снимите провод с клеммы катушки зажигания с маркировкой «К», этот провод имеет коричневый цвет и идет к зажиму с маркировкой «1» на коммутаторе;
  • подключите этот провод к одному из проводов контрольной лампы;
  • другой провод контрольной лампы подключите к зажиму «К» на катушке зажигания;
  • подсоедините аккумулятор;
  • включите стартер двигателя и наблюдайте за состоянием лампы. Если лампа горит мигающим светом, устройство исправно. Если лампа не горит — устройство вышло из строя.

Существует еще один простой и надежный способ выявить неисправность устройства. Для этого надо установить заведомо исправный коммутатор, завести автомобиль и проверить работоспособность системы во всех режимах. Если система работает штатно, то дело было именно в поломке этого устройства, а когда имеют место те же сбои — коммутатор ни при чем.

Недостаток метода в том, что надо иметь с собой запасной работоспособный коммутатор. Хотя это разумно для долгого путешествия в малолюдных местах, но является экзотикой в обычных поездках по городу.


Вернуться к оглавлению

Особенности ремонта коммутатора ВАЗ 2109

Ремонт коммутатора чаще всего сводится к его замене. Тонкие настройки устройства предназначены лишь для повышения эффективности работы системы. Если произошла поломка устройства, то порядок его замены таков:

  • обесточьте электросистему автомобиля, снимите основную клемму с аккумуляторной батареи (АКБ);
  • отсоедините коричневый провод от минусовой клеммы АКБ;
  • отожмите отверткой пружинную скобу и отсоедините колодку с проводами от коммутатора;
  • отверните две гайки крепления радиатора и снимите устройство вместе с радиатором;
  • установите новый коммутатор с радиатором;
  • подсоедините колодку разъемов;
  • подведите под левую гайку коричневый провод;
  • закрепите гайками коммутатор на ВАЗ 2109;
  • произведите подключение АКБ.

Ремонт закончен, отправляйтесь в путь. И постарайтесь не забыть запасной коммутатор, чтобы в любой момент проверить работоспособность узла.

Считаете ли вы удачными последние модели Автоваза Lada Vesta и Lada X-Ray?

Загрузка ... Загрузка ...

Adblock
detector