Устройство ГБЦ на ВАЗ 2109

Головка блока цилиндров ВАЗ 2109 (ГБЦ) закрывает блок цилиндров от негативных воздействий. ГБЦ на ВАЗ 2109 — это деталь сложной формы, изготовленная из специального алюминиевого сплава методом точного литья. После производства отливки, ее подвергают механической обработке. К блоку цилиндров головка крепится десятью болтами.

Ремонт агрегата


Вернуться к оглавлению

Конструкция ГБЦ ВАЗ 2109

Конструкция головки блока цилиндров ВАЗ 2109 состоит из следующих частей:

  • картера с камерой сгорания, в которой воспламеняется топливовоздушная смесь и располагаются все узлы ГБЦ;
  • газораспределительного механизма (ГРМ), включая клапаны, установленные под углом 7°30′ к оси цилиндра, и привод ГРМ с распредвалом;
  • резьбовых выходов для свечей зажигания и форсунок;
  • посадочных плоскостей для впускного и выпускного коллекторов;
  • прокладки, которая отделяет ГБЦ от собственно блока цилиндров.

Распределительный вал ГРМ ВАЗ-2109 отливается из чугуна и имеет пять опор, на нем восемь кулачков для открывания клапанов. Он приводится в действие от шкива коленвала зубчатым ремнем. В ГБЦ запрессованы седла и направляющие втулки клапанов. На внутренней стороне втулок предусмотрены канавки для подвода смазки, сверху втулки закрываются маслоотражательными колпачками.

Клапаны стальные, а головка впускного клапана делается из жаропрочной стали. Впускной клапан большего диаметра, чем выпускной. Зазоры между клапанами и кулачками распредвала регулируются при помощи специальных шайб, обладающих повышенной износостойкостью. Толкатели клапанов представляют собой металлические стаканчики, движущиеся в отверстиях ГБЦ. Для улучшения износоустойчивости их поверхность цементируется.

Головка блока цилиндров (ГБЦ) ВАЗ 2109 соединяется с блоком цилиндров через специальную прокладку. Прокладка должна обеспечивать герметичность каналов охлаждающей системы, маслопровода и камеры сгорания. Для того чтобы она могла выдержать высокую температуру и высокое давление, часто она изготавливается из армированного металла.

Прокладка одноразовая, ремонтировать ее нельзя, если она вышла из строя, ее надо поменять. Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2109 вполне может быть выполнена своими руками.


Вернуться к оглавлению

Причины ремонта головки блока цилиндров

В подавляющем большинстве случаев ремонт ГБЦ производится не из-за поломки самой головки, а при выходе из строя элементов, связанных с головкой конструктивно. Это может быть выход из строя прокладки между головкой и блоком, которая является самой важной в двигателе. Она разделяет системы смазки и охлаждения, камеру сгорания и атмосферный воздух подкапотного пространства. Прогар может случиться на границе любых разделенных прокладкой систем:

  • система охлаждения и атмосферный воздух;
  • система смазки и атмосферный воздух;
  • система охлаждения и система смазки;
  • система охлаждения и камера сгорания.

Для каждой из этих неисправностей характерен свой набор симптомов. В случае попадания охлаждающей жидкости (ОЖ) в систему смазки, в расширительном бачке системы охлаждения появляется масляная пленка. О попадании ОЖ в систему смазки свидетельствует появление на масляном щупе водно-масляной эмульсии темно-коричневого цвета.

Следы ОЖ в моторном отсеке могут свидетельствовать о повреждении прокладки. Но если дело не в том, потребуется замена заглушки блока цилиндров. Прогар в атмосферу сразу определяется по характерному звуку, хорошо слышному при работающем двигателе. О попадании тосола в камеру сгорания сигнализирует белый дым из выхлопной трубы. Демонтаж головки блока и замена прокладки обязательны при многих ремонтных действиях в отношении узлов и агрегатов ГБЦ таких, как притирка клапанов, доработка ГБЦ ВАЗ, расточка блока цилиндров ВАЗ 2109.

Каждый раз, когда происходит любой ремонт головки, обязательна замена прокладки головки блока цилиндров.


Вернуться к оглавлению

Снятие ГБЦ с блока цилиндров

Для снятия ГБЦ с блока цилиндров понадобятся инструменты. Часть из них найдется почти в каждом гараже (отвертки, ключи), что-то можно изготовить из подручных материалов (рычаг воротка), купить или одолжить. Необходимо иметь динамометрический ключ, обеспечивающий затяжку болтов и гаек с заранее заданным моментом. Пока момент сопротивления болта затягиванию не превышает заданного значения, ключ работает, а как только сопротивление достигнет заданного значения, инструмент начнет проскальзывать через трещотку.

Для снятия ГБЦ с блока необходимо освободить двигатель от мешающей навески. Порядок действий следующий:

  • снимите воздушный фильтр;
  • если двигатель карбюраторный, отсоедините карбюратор, при инжекторном — инжектор;
  • отсоедините штаны от коллектора;
  • снимите трамблер;
  • открутите крышку гбц;
  • снимите карбюратор и коллекторы.

Теперь переходите к демонтажу ГБЦ. Начинайте откручивать болты. Используйте рычаг воротка, так как болты закручены с большим усилием, а еще и прикипели под термическими и механическими нагрузками. Наденьте рычаг—усилитель на вороток и строньте болты. Снимите с воротка рычаг и открутите все 10 болтов. Осторожно поднимите головку и снимите ее с блока.

Прокладка может остаться прилипшей к блоку или к головке, не боритесь за ее цельность, ведь она идет на замену. Боритесь за сохранность контактных поверхностей головки и блока. В сложных случаях следует отмочить прилипшие фрагменты специальным составом.

После полного удаления всех фрагментов прокладки, обезжирьте поверхности блока и головки бензином.


Вернуться к оглавлению

Установка новой прокладки и монтаж головки

Поместите прокладку головки блока цилиндров на ее штатном месте. Добейтесь точного совмещения отверстий. Установите головку блока. Наживите все десять болтов. Если у мотора 8 клапанов, используйте новые болты, при 16 можете ставить годные старые.

Наступил момент затяжки головки. Эта операция ответственная и выполняется по специальной схеме. Схема затяжки предусматривает последовательную закрутку болтов от центра головки к периферии и чередование болтов ближнего и дальнего рядов. Порядок затяжки болтов таков:

  1. Динамометрическим ключом, выбирая болты для закручивания по схеме, затяните их с усилием 20 Нм.
  2. После этого динамометрическим ключом необходимо затянуть болты с усилием 80 Нм.
  3. Обычным воротком, выбирая болты для закручивания по схеме, поверните каждый на 90 градусов.
  4. Еще раз доверните каждый болт на 90 градусов воротком, выбирая болты по схеме. Затяжка на последнем этапе требует особой осторожности из-за риска сорвать болт.

При затяжке болтов не нужно принимать в расчет порядок работы цилиндров ВАЗ 2109. После затяжки всех болтов соберите ранее снятую навеску в порядке, обратном демонтажу. Замена прокладки головки блока цилиндров закончена.

Считаете ли вы удачными последние модели Автоваза Lada Vesta и Lada X-Ray?

Загрузка ... Загрузка ...